Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом. Круглый стол: методика организации круглого стола. Круглый стол как форма методической работы

Избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения - обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой про­блемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

См. также

  • Круглый стол короля Артура - неолитический объект.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Круглый стол" в других словарях:

    Стол - получить на Академике активный купон Столплит или выгодно стол купить по низкой цене на распродаже в Столплит

    - «Изобретатель» круглого стола волшебник Мерлин из английских.легенд времен раннего Средневековья о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола (точнее, анонимные авторы этого эпоса). Однажды волшебник Мерлин подсказал вождю бриттов Утеру (отцу Артура) … Словарь крылатых слов и выражений

    - «КРУГЛЫЙ СТОЛ» см. Роман рыцарский. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    - «КРУГЛЫЙ СТОЛ», форма публичного обсуждения или освещения каких либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами… … Энциклопедический словарь

    Форма публичного обсуждения или освещения какого либо вопроса, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников. Представлени … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Форма публичного обсуждения или освещения каких либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников. Представление … Политология. Словарь.

    Круглый стол - обмен мнениями, вопросами, ответами между представителями избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатами в депутаты и представителями СМИ, телезрителями, радиослушателями, читателями в рамках проводимых предвыборных агитационных… … Официальная терминология

    круглый стол - — Тематики электросвязь, основные понятия EN round table … Справочник технического переводчика

    “Круглый стол” - КРУГЛЫЙ СТОЛ, форма публичного обсуждения или освещения какого либо вопроса, когда участники высказываются в определенном порядке (первоначально сидя за столом, имеющим круглую форму); совещание, обсуждение чего либо с равными правами участников … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Грааль в середине круглого стола иллюстрация из французской рукописи XIV века Круглый стол общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах как свободная… … Википедия

    КРУГЛЫЙ СТОЛ - Официальная встреча, совещание, конференция с равными правами и возможностями для всех участников. Имеется в виду, что обсуждение каких л. вопросов, проблем, задач (Р) проводится на одинаковых условиях для всех без исключения заинтересованных… … Фразеологический словарь русского языка

Книги

  • Круглый стол графа Ланского , Борис Носик. В книге рассказывается о жизни и творчестве художника, изгнанника, женолюба, "виртуоза точного тона", "глубоко русского гения" графа Ланского…
  • Круглый стол «Формирование системы подготовки кадров для управления государственными закупками» , Коллектив авторов. Система государственных закупок – это ёмкий рынок, который имеет очень много специфических, только ему присущих особенностей и характеристик. Учитывая те изменения, которые произошли в…

10 июня 2014 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошел Круглый стол по актуальным вопросам разработки и применения стандартных образцов материалов авиационного назначения.

В ходе мероприятия участники обсудили разработку и обеспечение стандартными образцами (СО) материалов предприятий авиационной промышленности. Также была затронута тема создания отраслевой службы СО авиационных материалов в структуре Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО).

Открывая Круглый стол, Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов поблагодарил собравшихся за проявленный интерес к данной теме. Он отметил, что «на сегодняшний день, несмотря на усилия, система стандартных образцов в нашей стране до сих пор не выстроена». «Нам бы очень хотелось обсудить данный вопрос со специалистами, с участниками тех работ, которые имеют отношение к проблеме государственных стандартных образцов, и придти к общему мнению, предложив наше видение этого вопроса Минпромторгу России и Росстандарту», – подчеркнул Евгений Каблов.

По его словам, стандартные образцы имеют ключевое значение для обеспечения качества и стабильности свойств выпускаемой продукции. «Без четко выстроенной системы стандартных образцов и понятного механизма ее работы будет проблематично построить инновационную экономику», – заявил глава ВИАМ.

По итогам мероприятия был одобрен проект соответствующего решения.

ПРОЕКТ

Решение

Круглого стола «Актуальные вопросы разработки и применения стандартных образцов материалов авиационного назначения».

На круглом столе присутствовали: представители Минпромторга России, Росстандарта, РСПП, ФГУП «ВИАМ», ФГУП «УНИИМ», ФГУП «ВНИИОФИ», ФГУП «ВНИЦСМВ», ФГУП «НИИСУ», ОАО «ВСМПО-АВИСМА», ОАО «ПМЗ», ОАО «СМК», ОАО «КУМЗ», ОАО «Электросталь» и др.

Заслушав и обсудив сообщения о состоянии работ в области стандартных образцов (СО) состава материалов авиационного назначения, системной работе ФГУП «УНИИМ», ФГУП «ВИАМ» с национальным метрологическим институтом ФГУП «ВНИИОФИ» по проведению испытаний СО с целью утверждения типа, потребностях предприятий металлургической и авиационной промышленности в стандартных образцах, технологиях производства стандартных образцов состава сложнолегированных сплавов, предложениях по формированию отраслевой службы стандартных образцов авиационных материалов, участники Круглого стола констатировали:

В структуре ГССО не создана система отраслевых служб стандартных образцов;

Отсутствует нормативная документация, регламентирующая деятельность отраслевых служб стандартных образцов;

Имеются нерешенные проблем по метрологическому обеспечению предприятий авиационной и металлургической промышленности (стандартные образцы, поверка и калибровка аналитического оборудования, методики измерений).

Участники круглого стола решили:

1. Необходимо создать в Минпромторге России отраслевую службу стандартных образцов авиационных материалов, разработать «Положение об отраслевойслужбе стандартных образцов авиационных материалов» в соответствии с рекомендациями Росстандарта.

2. Основными задачами отраслевой службы стандартных образцов авиационных материалов считать: организацию и координацию работ по разработке и производству СО различных типов, проведение мониторинга потребностей предприятий в СО, формирование программ выпуска СО, ведение реестра СО неутвержденных типов, утверждение документации на СО неутвержденных типов, разработка нормативных и методических документов.

3. Рекомендовать утвердить Ведомственную целевую программу «Создание стандартных образцов для метрологического обеспечения измерений показателей безопасности продукции, установленных техническими регламентами Таможенного союза».

4. Разработать положение, устанавливающее для предприятий единый порядок выпуска, аттестации и применение СО различных типов.

5. Заинтересованным организациям представить свои предложения о внесении изменений в № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» от 26.06.2008 г. и Постановление Правительства Российской федерации № 884 от 2.11.2009 г. в части, касающихся создания в структуре Государственной службе стандартных образцов веществ и материалов (ГССО) отраслевых служб стандартных образцов.

Сидели в виде полумесяца в любви и дружбе,
как одно целое, где никто не подозревает другого, поскольку видели друг друга.
Чтобы могли слышать друг друга
и спорить друг с другом, пока не выходило правильного постановления.
Раши («Комментарии на Вавилонский талмуд»)

Круглый стол — это форма организации обсуждения темы, в которой изначально заложены несколько точек зрения. Цель круглого стола — выявить противоречия, сравнить разные точки зрения и выбрать приемлемые для всех участников позиции и решения.

Урок в форме круглого стола: подготовка и проведение

Этап 1. Выбор темы

Самый сложный этап подготовки к уроку.

  • Во-первых, тема должна изначально предполагать наличие разных точек зрения на один и тот же вопрос, то есть быть многовариативной.
  • Во-вторых, тема должна быть хорошо изучена.
  • В-третьих, желательно, чтобы тему можно было привязать к современности, обыденной жизни, то есть она должна быть актуальной.

Например, тема по географии "Форма Земли" никак не может быть использована для круглого стола. А вот вариация "Исторические представления о форме Земли" — вполне подходящая, так как позволяет выдвинуть разные предположения, выдвинуть аргументы в пользу той или иной версии, соотнести с настоящим положением дел.

Чаще всего уроки в форме «круглого стола» проводят по гуманитарным предметам (литературе, истории, обществознанию). Хотя эту форму можно использовать и на уроках математики, химии, физики.

  • Математика. Например, "Способы умножения чисел: традиционные и необычные";
  • Химия. Например, тема "Металлургия", где разным группам можно дать разные задания: что такое металлургия, классификация металлических руд, производство стали, чугуна, экологическое воздействие обработки металлов и т.д.
  • Физика. Тема "Альтернативные источники энергии".

Этап 2. Подготовка учащихся

Спонтанно провести такой урок невозможно. Поэтому рекомендуется заранее проконсультировать учеников, рассказать о принципах организации беседы, о системе оценивания. Консультации могут быть как групповые, так и индивидуальные (по желанию детей).

Очень важно в ходе подготовки обсудить следующие правила:

Правила участия в "круглом столе"

  • Регламент (по времени).
  • Взаимное уважение.
  • Недопустимость "перехода на личности".
  • Высказываться по очереди.
  • Не перебивать выступающего.
  • Активно участвовать и пр.

Эти правила могут сформулировать и сами дети, а может предложить и учитель.

  • Правила оценивания (лаконичность, аргументированность, точность высказывания).

Все правила желательно написать на отдельных плакатах (доске), чтобы во время проведения "круглого стола" они были перед глазами.

Этап 3. Подготовка помещения

Парты составляют в круг. Если предполагается использование технических средств, доски или наглядных пособий, то целесообразнее составить парты полукругом.

Ход урока

1. Вступительное слово ведущего

Ведущий объявляет тему, выбранную для круглого стола, регламент для каждого выступления, порядок выступления и систему оценивания.

2. Организация обсуждения

Организация учащихся

Вообще, формат «круглого стола» предполагает самостоятельное участие каждого ученика. Но выслушивать точку зрения каждого в классе — дело долгое и непродуктивное. Поэтому удобнее заранее сформировать микрогруппы (2-5) в зависимости от сложности и вариативности темы.

Например, на уроке истории по теме «Политическое развитие России после свержения монархии» можно предложить детям подготовить ту или иную версию развития политической ситуации, выбрав программу определенной партии или политического деятеля.

Или по литературе для «круглого стола» выбрана тема «Структура романа "Герой нашего времени"». Можно разделить участников на две группы:

  • первая группа будет отстаивать логическое расположение отдельных частей романа;
  • вторая группа — ту последовательность, которая предложена автором.

Можно сформировать и третью группу учеников, которая предложит свое видение структуры этого произведения. Главное, чтобы все мнения были подтверждены аргументами.

Формирование групп можно провести и по ролям. Например, обсуждается тема «Наркомания — бич современного общества». В одной группе могут быть «медики», в другой — «психологи», в третьей «родители», в четвертой — «наркоманы», в пятой — «юристы».

Обсуждение вопросов

Сколько вопросов выбрать? И какие? Все зависит от темы урока, от целей, которые ставит учитель, от степени подготовленности класса.

Вариант 1 : Рекомендуется выбрать один главный вопрос, к которому составляются несколько второстепенных. Эти дополнительные вопросы должны освещать разные аспекты главного, показывать многогранность обсуждаемой проблемы. Вопросы задает ведущий, направляя беседу и ход обсуждения.

Одно из самых сложных затруднений в проведении «круглого стола» — формирование дискуссии. Например, предложен вопрос для обсуждения «Значение кислорода в жизни человека». Участники высказались в духе: «Да, кислороде важен и нужен». И все! Дискуссии не получается. Вот для таких ситуаций и нужны второстепенные вопросы, которые направят детей. Например, пусть одни расскажут о значении кислорода с медицинской точки зрения, другие — вспомнят о фотосинтезе, третьи приведут примеры использования кислорода в химической промышленности и т.д.

Вариант 2 : Готовятся карточки с вопросами для каждого ученика. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера, содержать простые и сложные вопросы, вопросы-загадки, вопросы-сюрпризы, шуточные вопросы.

Для такого варианта лучше выбирать максимально общую тему, не привязанную к конкретному произведению или конкретному предмету. Например, тема обсуждения «Нужен ли идеал человеку?» (литература), «Оценка реформ Петра Великого» (история), «Математика — царица наук» (математика), «Роль иностранного языка в современном обществе» (иностранный язык).

Вариант 3. Тему для обсуждения вовсе не обязательно формулировать вопросами. Вместо них можно предложить цитаты, задания, видеоматериал. Например, выбрана тема для обсуждения «Современный русский язык». Можно предложить учащимся цитаты классиков о значении языка, предложить видеофрагменты разных передач или кинофильмов, в которых будет продемонстрированы разные стили языка, можно представить на обсуждение язык интернета и СМС (фрагменты СМС, интернет-переписки в чатах, форумах).

Организация дискуссии

После выступления участника (группы) по одному из вопросов важно организовать обсуждение высказанного мнения. Поэтому важно сориентировать других участников, чтобы они не просто слушали, а задавали вопросы выступившему. Вопросы могут носить уточняющий характер, а могут содержать контраргумент.

3. Практические задания.

После проведения круглого стола многие учителя проводят этап «практических заданий». Он позволяет еще раз вернуться к главной теме обсуждения, но уже продемонстрировать не только знание предмета, но и практические навыки. Эту работу можно провести в виде тестов, составления , сводной таблицы. Хотя этот этап не обязателен, если в ходе обсуждения уже была привязка к настоящему времени, к практической ценности знания.

4. Подведение итогов «круглого стола»

Этот этап не менее важный, чем организация самой дискуссии. Совершенно недопустимо завершить урок в духе: «Спасибо за внимание и участие. Каждый вынес из урока что-то полезное. До свидания».

На этапе подведения итогов ведущий должен:

  • напомнить о целях, которые были поставлены в начале урока;
  • кратко показать итоговую расстановку мнений участников по базовым вопросам обсуждения;
  • сформулировать общее мнение;
  • озвучить аспекты, которые не нашли должного освещения в ходе дискуссии;
  • дать задание на самоподготовку.

И только потом следует оценивание и звучат слова благодарности.

Нюансы организации "круглого стола" на уроке

  • В какой последовательности давать слово участникам?

Важно, чтобы принял участие каждый ученик. Слово дают поочередно всем желающим, указав, что повторов не должно быть.

Другой вариант: в микрогруппах. Тогда слово можно представить лидеру микрогруппы, который суммирует и выскажет мнение каждого участника группы. Но желательно, чтобы для каждого вопроса выбирался другой представитель группы.

  • Как оценивать учащихся?

Ведущему (учителю) сложно будет запомнить степень участия каждого ученика. Поэтому можно выбрать один из вариантов:

  • Средняя оценка, которая складывается из трех: самооценки, оценки товарищей, сидящих слева и справа.
  • Создать микрогруппу экспертов (жюри), которые в ходе урока будут фиксировать выступления каждого участника.
  • В созданных микрогруппах выбрать одного «дежурного», который также будет фиксировать степень участия каждого ученика и оценивать по заранее обговоренным критериям.

Плюсы и минусы урока - «круглого стола»

Урок в форме «Круглого стола» обладает рядом несомненных достоинств:

  • Помогает обобщить изученный материал.
  • Помогает осмыслить тему через призму собственного жизненного опыта.
  • Формирует умение вести спор, излагать свою точку зрения, приводя аргументы и доказательства.
  • Помогает развивать навыки связной монологической и диалогической речи.
  • Формирует навыки самостоятельной работы, а также умения работать в команде, сообща.

Из недостатков следует отметить следующие:

  • Длительный и сложный этап подготовки, который требует объемной и тщательной работы не только учителя, но и учеников.
  • Сложность организации эффективной дискуссии, ведь важно, чтобы каждый принял участие, высказал свое мнение. При этом нужно еще подвести беседу «к общему знаменателю».
  • Урок возможен в классе с высоким уровнем подготовки. Хотя отдельные элементы «круглого стола» можно вводить в систему уроков постепенно.

Таким образом, урок в форме «круглого стола», несмотря на свою сложность, позволяет довольно объективно оценить знания учеников, их умения и навыки.

Хотелось бы услышать мнения педагогов, которые практикуют такие уроки. В чем была главная сложность? Насколько, по вашему мнению, «круглый стол» эффективен?


Отчет о проведении Круглого стола на тему:

«Совершенствование законодательства в сфере реализации государственной языковой политики»

Москва, конференц-зал отеля «Тройка»

6 октября 2017 в городе Москве прошло заседание Круглого стола на тему «Совершенствование законодательства в сфере реализации государственной языковой политики».

Круглый стол был организован Федеральным центром образовательного законодательства.

В заседании приняли участие представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Минобрнауки России, Россотрудничества, а также известные ученые и специалисты, преподаватели, эксперты.

Круглый стол открыла директор Правового департамента Минобрнауки России Светлана Анатольевна Нуждина, которая в своем приветственном слове участникам сообщила об основных направлениях деятельности Минобрнауки России в области реализации государственной языковой политики, проблемах и трудностях, связанных с правовым регулированием рассматриваемых отношений и выразила надежду на эффективное сотрудничество и взаимодействие с региональными органами власти по выработке наиболее оптимальных, взвешенных и актуальных предложений по совершенствованию языкового законодательства.

К присутствующим обратился директор Федерального центра образовательного законодательства Владимир Владиславович Насонкин, который сообщил об актуальности выбранной темы, последних наиболее значимых мероприятиях, проведенных в России и за рубежом, посвященных вопросам языковой политики, и указал на важность проводимого заседания Круглого стола, так как на нем предполагается обсудить исключительно вопросы правового регулирования использования и преподавания русского языка и языков народов России.

В ходе Круглого стола основное внимание было сосредоточено на вопросах правового регулирования русского языка как общегосударственного, а также на проблемах регионов по сохранению и развитию национальных языков в Российской Федерации.

Активное участие в обсуждении приняли директор Правового департамента Минобрнауки России Светлана Анатольевна Нуждина, заместитель начальника Департамента по взаимодействию с политическими партиями и общественными объединениями Управления по внутренней политике Президента Российской Федерации Елена Владимировна Леонтьева, начальник Кадрового и правового управления Россотрудничества Вадим Витальевич Чеха, советник первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Евгеньевич Коробченко, преподаватели и научные сотрудники Федерального центра образовательного законодательства, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Российского государственного социального университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Школы № 1375 г. Москвы.

Рабочая часть мероприятия началась с доклада руководителя темы кандидата юридических наук Дмитрия Владимировича Бондаренко, который в своем докладе отметил особую роль именно таких субъектов Российской Федерации как республики и уделил особое внимание вопросам законодательного регулирования языковых правоотношений и судебной практики, которая в настоящее время складывается достаточно неединообразно и даже противоречиво. Кроме того, Д.В. Бондаренко сообщил участникам основные промежуточные результаты проводимого исследования, среди которых, в частности отметил ряд серьезных вопросов правового и лингвистического характера, которые так и остаются нерешенными несмотря на закрепление за русским языком правового статуса государственного языка Российской Федерации. К их числу относится проблема взаимодействия государственного языка Российской Федерации с государственными языками республик в составе России (более 30 национальных языков в настоящий момент также имеют статус государственного).

Д.В. Бондаренко отметил также, что современная языковая ситуация в Российской Федерации сегодня в целом характеризуется несистемностью, разрозненностью и неоднородностью. Программы, направленные на сохранение и развитие языков принимаются хаотично, системы единого центрального планирования и управления ими нет.

Участникам Круглого стола были представлены конкретные предложения по совершенствованию действующего законодательства в области реализации государственной языковой политики.

Особое внимание вопросу о соотношении законов республик Российской Федерации и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере языковой политики уделила профессор кафедры правоведения Казанского Национального исследовательского технологического университета, доктор юридических наук Барабанова Светлана Васильевна. В частности, С.В. Барабанова рассказала о положительном опыте республики Татарстан по распределению часов на изучение русского и татарского языков. По мнению С.В. Барабановой, в федеральных государственных образовательных стандартах не предусмотрена равная возможность для изучения русского языка и родных языков народов субъектов РФ. С.В. Барабанова также обратила внимание на отсутствие в Кодексе об административных правонарушениях мер ответственности за нарушение законодательства о языке.

Начальник Кадрового и правового управления Россотрудничества кандидат юридических наук Вадим Витальевич Чеха озвучил позицию Россотрудничества по вопросам распространения русского языка за рубежом. В частности, В.В. Чеха указал, что в настоящий момент нет единой правовой и организационной системы продвижения русского языка за рубежом, а отдельные мероприятия в этой сфере не могут заменить системного регулирования в этой области. Особо остро данная проблема стоит на фоне усиливающегося процесса по «выдавливанию» русского языка на территориях бывших советских республик. В качестве поддерживающих мер В.В. Чеха предложил предоставление льгот ВУЗам, которые проводят мероприятия по продвижению русского языка за рубежом, установление на конкурсной основе гибкого грантового механизма по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом и прикладывающих усилия по продвижению русского языка за рубежом.

Начальник отела развития и поддержки русского языка Управления сотрудничества в сфере образования и науки Россотрудничества Наталья Баировна Цырендашиева также выступила с информацией о проблемах поддержки и продвижения русского языка за рубежом, продвижения российской культуры, российского образования и программах международного сотрудничества в этой области.

Выступление главного научного сотрудника сектора родных языков Дагестанского НИИ педагогики им. А.А. Тахо-Годи, доктора педагогических наук, профессора Загирова Загира Мирзабековича было связано с проблемами этнокультурного образования. З.М. Загиров отметил, что принятие идеи этнокультурного образования на уровне региона, в частности в Республике Дагестан, означает создание такой системы обучения и воспитания, которая могла бы сочетать современный уровень технической оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. В целях совершенствования качества преподавания русского языка в образовательных организациях Республики Дагестан с учетом региональных особенностей, на первый план, с точки зрения З.М. Загирова, необходимо выдвинуть вопрос повышения квалификации учителей. Вторым, не менее значимым вопросом, является необходимости создания билингвальных учебных пособий и сопоставительных грамматик, способствующих скорейшему усвоению русского и дагестанского языков.

Кроме того, Загиров З.М. отметил, что именно с кириллицей связан переход на этнокультурное образование, которое обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании этнической идентичности, толерантности, культуре межнационального общения. Однако на практике часто поднимается вопрос, как формировать учебные планы и программы образовательных учреждений таким образом, чтобы обеспечивалось право на изучение родного языка, соблюдая все нормативы учебной нагрузки. В методике преподавания русского языка, да и любого другого иностранного языка, в лингводидактике вопрос об использовании родного языка был и остается дискуссионным.

В открытой дискуссии участников круглого стола выступил профессор кафедры финансового права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук Александр Алибиевич Ябулганов, обратив внимание присутствующих на ряд проблем, основной из которых является кадровая проблема, состоящая в отсутствии необходимого количества учителей родного языка в регионах, а также недостатке мотивации у молодых людей для приобретения профессии педагога родного языка. Одним из вариантов решения обозначенной проблемы может стать создание кружков по изучению родных языков, в частности А.А. Ябулганов указал на успешный пример создания таких кружков по изучению ногайского языка.

В дискуссии участников круглого стола также принял активное участие профессор кафедры социальной педагогики и организации работы с молодежью Российского государственного социального университета, доктор философских наук, профессор Александр Михайлович Егорычев, который отметил общее падение уровня владением русским языком у студентов, снижение статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, в связи с чем, необходимо пересмотреть технологию преподавания языка, принять законодательные акты, устанавливающие соотношение изучения русского языка и языков народов России, запрет на чрезмерное использование заимствований из других языков. Кроме того, А.М. Егорычев указал на необходимость поддержки русскоязычных диаспор на территории бывшего СССР.

Доцент кафедры уголовного права Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук Сергей Михайлович Оленников затронул проблему русского языка, используемого в сфере профессиональной коммуникации и, прежде всего, в сфере разработки нормативных правовых актов. Юридическая техника, язык и выражения, используемые при составлении правовых норм зачастую не понятны простому человеку. В данном случае речь идёт о правильном соотношении использования профессиональной лексики, в тех случаях, когда это необходимо и общеупотребительных языковых конструкций, понятных всем, – подчеркнул Оленников.

Доцент кафедры «Философия, история, право и межкультурная коммуникация» Владимирского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат филологических наук Кузнецова Екатерина Александровна в своем докладе коснулась специфических особенностей правоприменительной практики субъектов Российской Федерации в сфере языковой политики. В частности в докладе важное внимание было уделено вопросам реализации Федеральных целевых программ, существование которых вносит весомый вклад в укрепление позиций русского языка в России и за рубежом. Вместе с тем, Е.А. Кузнецова отметила, что региональное законодательное регулирование в сфере языковой политики по-разному осуществляется в регионах РФ. В многонациональных регионах были приняты и реализовывались целевые программы по сохранению и развитию языков народов данных субъектов РФ, однако что касается регионов, где при определенном национальном многообразии все же большую часть населения составляют представители русской национальности (в большинстве случаев это субъекты ЦФО), то в данных регионах законодательство в сфере языковой политики ограничивается во многом областными целевыми программами «Русский язык», которые были приняты в некоторых регионах страны. В этой связи докладчиком было отмечено, что достаточно проработанное законодательство в сфере языковой политики в национальных республиках и субъектах, характеризующихся многонациональностью населения, соотносится с почти не проработанностью этого вопроса в регионах (в основном Центральной России), где большую часть населения составляют представители одной национальности. На этих территориях работа во многом ограничивается рамками тех или иных целевых программ.

Директор центра интернационализации научно-образовательной деятельности Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, кандидат экономических наук Андрей Александрович Жидикин вынес на обсуждение участников круглого стола ряд тезисов, в частности, тезис о необходимости поставить регистрацию СМИ в зависимость от соблюдения законодательства о государственном языке, возможность получения квалификации журналистами только в том случае, если указанные специалисты правильно применяют государственный язык. По вопросу об установлении ответственности А.А. Жидикин заметил, что на сегодняшний день функции по защите государственного языка возлагаются на органы исполнительной власти, тем не менее, ответственность за нарушение законодательства в этой области не предусмотрена. Для того, чтобы установить соответствующую ответственность необходимо чёткое законодательное понятие объекта охраны, распространение ответственности не на всех граждан, а только в отношении специальных групп – государственных чиновников, работников СМИ, работников сфер обслуживания и т.п.

Завершила программу мероприятия старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, учитель истории, обществознания, права ГБОУ Школа № 1375 Елена Анатольевна Прокофьева, с интереснейшим докладом об исторических аспектах государственной языковой политики в царской России.

Участники круглого стола отметили в целом достаточно проработанный уровень нормативного правового и организационного регулирования отношений в области реализации государственной языковой политики во всех 22-х республиках, входящих в состав Российской Федерации. Вместе с тем, результаты проведенного Федеральным центром образовательного законодательства исследования позволили сделать вывод об отсутствии эффективной единообразной государственной политики по сохранению, развитию и повышению преобладающей роли русского языка как единственного средства консолидации народов России, что по мнению ряда экспертов, связано, в первую очередь, с довольно либерализированным законодательством субъектов Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что закрепление в ряде случаев в качестве государственного, помимо языков титульных наций и других языков, в том числе русского языка (наряду с тем, что он признается еще и общегосударственным языком) до сих пор не становится гарантией проведения сбалансированной языковой политики в отдельных республиках.

Участниками круглого стола были обсуждены предложения по совершенствованию законодательства в сфере реализации государственной языковой политики, уделено внимание вопросам правовых механизмов защиты русского языка. По итогам работы круглого стола были сформулированы рекомендации.

Поэтому отсутствует особый порядок распределения мест и не возникает протокольных трудностей. Четкое направление хода дискуссии за круглым столом является важнейшим условием ее успеха. Обсуждение за круглым столом, как правило, организуется с целью разрешения определенной проблемы в процессе дискуссии. Участниками круглого стола могут быть либо коллеги одного уровни управления, либо сотрудники различных уровней и подразделений компании. Путем обобщения мнений участники беседы анализируют тезисы и антитезисы. В результате вырабатывается единая позиция. Участники круглого стола обладают равными правами, т.е. их голоса имеют одинаковый вес вне зависимости от занимаемого служебного положения. Так появляется возможность использовать для решения проблем знания и способности различных специалистов. Желательно, чтобы они не находились в прямом подчинении. Иначе отдельные участники будут чувствовать скованность, что может негативно сказаться на результатах беседы.

Четкое направление хода дискуссии за круглым столом является важнейшим условием ее успеха. Есть три варианта определения руководителя беседы за круглым столом:


  1. Участники выбирают его из своего круга. Подчас это требует времени, так как могут возникнуть разногласия.

  2. Его определяет вышестоящий руководитель, если беседа проводится по его инициативе.

  3. Руководство беседой осуществляется попеременно ее участниками. Этот метод хорошо себя зарекомендовал при регулярном проведении бесед.
Сотрудник, которому поручено ведение круглого стола, не должен выступать по отношению к коллегам как представитель руководителя. Он только первый среди равных. В противном случае открытая дискуссия в кругу коллег может обернуться информированием о планах руководства.

Руководитель беседы за круглым столом выполняет двойную функцию : он является одновременно ведущим и участником:


  1. С одной стороны, он должен быть нейтральным посредником, держащим в руках нити дискуссии и направляющим ее к цели.

  2. С другой, он равноправный участник дискуссии. Он обязан высказать свое собственное мнение по обсуждаемым проблемам.
Ведущий является равноправным участником круглого стола, поэтому его положение значительно слабее, чем положение руководителя при ведении служебного совещания. К тому же следует учитывать, что коллеги за круглым столом дискутируют значительно резче, они менее сдержаны, чем на служебном совещании. Это существенно затрудняет ведение дискуссии. Руководителю беседы важно сохранять товарищеский тон, который присущ беседе равноправных коллег, и одновременно не ронять свой авторитет. Поэтому руководитель дискуссии должен следовать определенной схеме, облегчающей выполнение его трудной миссии.

Основополагающим принципом ведения круглого стола является разделение общей темы на ряд подтем . В результате появляется возможность целенаправленно переходить от одного положения к другому и ставить соответствующие вопросы. При этом руководитель должен следить за тем, чтобы каждый участник беседы имел возможность изложить свою точку зрения.

Методика проведения круглого стола

Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:


  • нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса;

  • все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других;

  • цель «круглого стола» – выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.
Основываясь на соглашениях, «круглый стол» приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.

Цель круглого стола – обмен мнениям по заявленной проблеме или вопросу.
Общие правила обсуждения:


  1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.

  2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.

  3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.

  4. Характер обсуждения «круглого стола» – выступление есть выражение собственного мнения ;

  5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.
При проведении круглого стола озвучивается проблема и происходит выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к «базару» и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения наиболее актуальных вопросов в образовании. Подбор участников имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители «вовлеченных» сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей образования, общественности, и т.д.

Для работы с каждой группой существуют свои правила:


  1. Если на круглый стол приглашается представитель власти , то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.

  2. Если приглашается руководители школы , то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности.

  3. Что касается СМИ, прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда «сковывает» людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения.
На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и т.д.); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, «пустые» разговоры «съедят» время.

Тщательно продумывается каждый этап работы круглого стола , особенно подготовительный этап:
- Определение темы и цели круглого стола.

Подбор участников.

Планирование содержательной части мероприятия.

Планирование организационных вопросов и технической стороны

мероприятия.

Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия (которое будет фигурировать во всех документах, пресс-релизах и т.д.), цели (тоже будет везде декларироваться), списка участников, необходимость приглашения СМИ и экспертов.

Содержательная часть определяет параметры дискуссии: по каким аспектам будет идти обсуждение (логика развития темы), далее на этом строятся основные информационные блоки. Следующим шагом является определение правил организации процесса обсуждения: кому и в какой последовательности будет предоставляться слово, регламент выступлений, как будут задаваться вопросы – блок вопросов-ответов можно ставить после каждого информационного блока, или после каждого выступления, кому будут задаваться вопросы – выступающему или друг другу/ всем участникам обсуждения.

На этапе подготовки круглого стола нужно уделить внимание началу каждого информационного блока – с чего начинается каждый новый блок - с выступления, небольшого сообщения на данную тему, примера, или провокационного вопроса (затравка).
Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего – помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения. В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть «как можно меньше». Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло, разгорающееся эмоциональное обсуждение по ключевым моментам вопроса или проблемы.

Этапы ведения круглого стола:


  1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.

  2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий – сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена , фамилии или названия организаций).

  3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).
Роль ведущего круглого стола сводится к регулированию и побуждению участников для эффективного обсуждения.

Действия ведущего круглого стола:


  • стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, «И все с этим согласны?»);

  • «защитить» часть группы, на которую агрессивно «нападает» другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал «за» или «против» одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола – обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю»;

  • включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;

  • отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах («Вы можете это подтвердить фактами?») В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);

  • узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу («Все разделяют эту точку зрения?»);

  • выразить собственное мнение (но не злоупотреблять своим положением);

  • «спровоцировать» обсуждение с другой точки зрения («А если посмотреть на проблему…»);

  • задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;

  • стимулировать обсуждение («Что Вы чувствуете по этому поводу?» «Вы все с этим согласны?»)

  • напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.
Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.
Ведущий круглого стола имеет право тактично направлять деятельность участников. Следует знать шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации или решения проблемы:

  1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, « А теперь, продолжим обсуждение…». «На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…».

  2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.

  3. Конфронтационный. Ведущий «разбивает» стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д. Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов «А почему бы…?». Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

  1. Подавляющий. Если в процессе обсуждения накопились эмоции, то нужно их снять. Чем глубже эмоции, тем сложнее с ними справиться. Если у ведущего нет опыта регулирования подобного рода ситуаций, лучше ничего не делать.

  2. Каталитический . Применяется для того, чтобы обобщить сказанное, проанализировать мнения, подвести промежуточный итог и т.д.

  3. Поддерживающий . Ведущий всячески дает понять участникам обсуждения, что их , имеет ценность для присутствующих, заслуживает внимания. Опасность в применении этого метода заключается в том, что ведущий может оказаться либо показаться участникам неискренним, либо оказывается в положении человека, знающего «правильный ответ».
Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы круглого стола. Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.
При проведении круглого стола при обсуждении какого - то вопроса могут возникнуть проблемы, а также слишком много высказанных негативных мнений, которые серьезно затрагивают интересы участников обсуждения, в таком случае ведущий должен отдавать отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Он должен только констатировать факты , мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурное обсуждение, это поможет «выпустить пар». Но если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.

Наиболее интересным приемом проведения круглого стола можно назвать «Мозговой штурм». При проведении мозгового штурма особое внимание уделяется постановке вопроса, раскрывающего, основные идеи задания.

Предлагаем методику проведения «Мозговой штурм в группах»:


  • стратегии преподавания и обучения, способствующие использованию учениками стратегий гибкого расчета (то есть, стратегии в наибольшей степени подходящие для особых расчетов);

  • стратегии преподавания и обучения, способствующие мышлению учеников и обсуждению эффективности стратегий расчетов, которые они используют.
Требования к вопросам:

  1. Четкость . Можете ли вы утверждать это другим способом? Можете ли вы продумать то, что вы сказали? Есть ли другое слово или фраза, которая четче выразит проблему?

  2. Точность. Как мы можем проверить действительность утверждения? Как можно проверить правильность? Каков источник информации? Как мы можем уточнить или испытать информацию? (Это больше относится к проблеме, источник которой известен и контролируется учителем или районом, но позволяет ли это ставить вызов ситуации или утверждению?)

  3. Глубина. Какой фактор делает эту проблему трудной? Почему некоторые особенности присущи этой проблеме? (Относительно к простым ответам)

  4. Связность . Как это относится к проблеме? Как нам это поможет?

  5. Справедливость. Вы обоснованно заинтересованы в этом вопросе? Вы доброжелательно представляете соответствующие точки зрения других?
Рекомендации к эффективной работе круглого стола:

1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут.

2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются.

3. Оперативная запись высказанных предложений.

уважение к различным точкам зрения ее участников;

совместный поиск конструктивного решения возникших разно разногласий. Очень часто в работе круглого стола кроме дискуссий и обсуждений вопросов применяется стратегия «Составление кластера», который направлен на эффективную работу групп. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Овладев навыками графического изложения материала, человек открывает для себя новые стороны изображаемого явления, учится отделять информацию, усвоенную от имеющихся знаний. Один мудрый человек сказал: "Когда я пишу, я узнаю о том, о чем я думаю". Когда обучаемый использует кластер, он лучше понимает себя и то, что изучает. Видя свою успешность, заинтересовывается в познании нового. Благодаря составлению рисунков , схем, кластеров мы развиваем творчество обучаемых, ведь каждый кластер индивидуален и неповторим.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы круглого стола. У участников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить ее, умение проранжировать информацию по степени новизны и значимости. Развиваются умения мыслительной деятельности: умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать.

При проведении данной стратегии нужно использовать следующие действия:

1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Участникам следует в работе по созданию кластера необходимо соблюдать следующие правила:

1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.

2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.

3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

В организации деятельности круглого стола важно учитывать подготовительную работу: различные источники информации, используемой и процессе установления проблем, подготовки и принятия решений; внутренние и внешние отчетно-статистические данные, научная литература, обзоры, законодательно-нормативные акты, положения, инструкции, зарубежные аналоги, экспертные оценки, установки лиц, принимающих решения и др. Немало важным будет и процесс выработки и принятия решений по итогам круглого стола для этого необходимо сформировать и сформулировать цели и задачи подготавливаемого решения . Из четко поставленной цели более явным образом прорисовываются и задачи. Одновременно на формулировании целей и задач поневоле сказываются психология и интересы лиц, участвующих в анализе, подготовке, выработке решения и, тем более, его принятии.

Корректно организованный, рационально поставленный процесс выработки и принятия решений круглого стола должен предусматривать формулирование и анализ ограничений, формирование зоны существования допустимых решений или альтернативы. Желательно также, чтобы отобранные для сравнения альтернативы существенно различались между собой способами решения проблемы, а тем самым - глубиной и временем решения, затрачиваемыми ресурсами. При соблюдении этого условия повышается вероятность последующего отбора наиболее благоприятного варианта решения. Осуществляя выбор решений предпочтительного варианта, все участники круглого стола рассматривают и учитывают ряд показателей результатов: затрат ресурсов и времени, риска, последствий принимаемого решения. Обоснованность решения во многом зависит от глубины его проработки, согласованности перечисленных выше этапов и процедур выработки решений. Для достижения успеха в работе круглого стола чрезвычайно важно не только принять разумное, целесообразное, обоснованное, эффективное решение, но и принять меры для обеспечения его практической реализации. Необходимо довести решение до исполнителей , сообщить о нем всему кругу участников исполнения. Требуется также организовать управление реализацией принятого решения на всех этапах его выполнения в соответствии со специально разработанным планом-графиком.

Примерная программа проведения круглого стола