Можно ли вязать арматуру алюминиевой проволокой. Вязка арматуры под ленточный фундамент. Вязка арматуры пластиковыми хомутами











Основание любого здания непрерывно подвергается нагрузкам; на него оказывает влияние вес постройки, климат и процессы, происходящие в почве. Если в основании имеется дефект, он станет причиной постепенного разрушения строения. Единственным способом усилить конструкцию, сделать ее максимально прочной, является армирование фундамента. Труд поколений строителей сформировал приемы и правила того, как вязать арматуру для фундамента, чтобы получить надежное основание.


Подготовленный арматурный каркас

Ленточный фундамент в частном строительстве: особенности и ограничения

Основа ленточного фундамента - бетон. Этот материал широко использовался в качестве основы для возведения зданий еще в Древнем Риме. И только 200 лет назад догадались увеличить его прочность при помощи каркаса из стальных прутьев. Новый строительный материал, железобетон, совместил выгодные характеристики металла и бетона и сделал возможным возведение впечатляющих конструкций. Процесс размещения металлического каркаса в бетоне стали называть армированием.

Когда проектируется загородный дом, в качестве основы для него чаще всего выбирают именно ленточный фундамент. На подготовку ленточного основания (как и любого другого) уходит 25-30% от стоимости строительства; причина его востребованности - в удачном сочетании качеств:

    Несложен по конструктивному исполнению.

    Подходит для проектов с подвальными помещениями (в отличие от свайно-винтового аналога) и тяжелыми перекрытиями (железобетонными, монолитными).

    Не нуждается в применении спецтехники.


Ленточный фундамент в опалубке

Несмотря на свое широкое распространение, ленточный фундамент имеет и ограничения в применении:

    Выгоден лишь на сухих и каменистых почвах.

    Плохо подходит для устройства на проблемном (влажном пучинистом, торфяном) грунте; его придется заливать на большую глубину, что нерентабельно.

Форма ленточного фундамента определяется планировкой; он имеет замкнутую форму, прокладывается по всему периметру дома, под несущими стенами и внутренними перегородками.

Предпосылки: для чего необходимо армирование

Фундамент создается для того, чтобы выдерживать нагрузку сооружения; лучше всего он справляется с равномерно приложенной силой давления. Но на практике нагрузка слишком часто оказывается неравномерной и в фундаменте возникают внутренние напряжения. Причиной могут быть как изменения грунта, так и просчеты проекта (неравный вес отдельных частей конструкции).


Ошибки проектирования обязательно станут заметными

У бетона отличные показатели сопротивления на осевое сжатие и слабые - на растяжение. Арматурные стержни обладают природной пластичностью и компенсируют недостаток бетона. Последний, в свою очередь, защищает металл от коррозии.

Во время эксплуатации бетон (который противостоит сжатию) и металл (растяжению) способны максимально эффективно сопротивляться разнонаправленным нагрузкам, защищая конструкцию от разрушения. Правильно проведенное армирование не только повышает прочность, но и является средством экономии: позволяет снизить затраты бетона (уменьшить массивность фундамента).

Требования к армированию

Ленточный фундамент закладывают с запасом прочности; он должен быть устойчивым к внешним факторам (механическим и климатическим). О том, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента, рассказано в положениях СНиП 52-01-2003, содержащих подробные требования к конструкции и материалам. К арматуре выдвигается ряд требований:

    Размещение арматурного каркаса не должно препятствовать правильной технологической заливке бетона.

    Арматура устанавливается с заданным расчетным шагом.


Расчет шага хомутов при армировании угла

    На пересечениях каркаса не допускаются плавающие (подвижные) соединения стержней при любом способе соединения.

    Необходимо создание защитного антикоррозийного слоя для конструкции.

    Замена вида несущих стержней допускается, если расчетная несущая способность остается прежней.

На нашем сайте Вы можете найти контакты строительных компаний, которые предлагают услугу ремонта и проектирования фундамента . Напрямую пообщаться с представителями можно посетив выставку домов «Малоэтажная Страна».

Материалы и инструменты, используемые для армирования

Поскольку арматурный каркас увеличивает устойчивость конструкции, принимая на себя значительную часть нагрузки, его качество приобретает основополагающее значение. Каркас формируется из соединенных между собой арматурных прутьев. Для вязки каркаса используются различные:

Типы арматуры

Производители предлагают арматуру, которую можно разделить по:

    Материалу изготовления. Стальная арматура - классический, проверенный временем вариант; подразделяется на 6 классов по прочности, ее можно гнуть и сваривать. Композитная арматура содержит углеродные, базальтовые, стеклянные или арамидные волокна. Она более легкая, дешевая, не подвержена коррозии, не сгибается и не подлежит сварке.


Арматура с периодическим профилем отличается улучшенными характеристиками

    Профилю. Арматура с гладким профилем чаще используется в качестве соединительных перемычек. Арматура с периодическим профилем имеет рельефную поверхность, которая улучшает сцепление с бетоном.

Материалы для соединения

Вязка арматуры под ленточный фундамент, схема которой может меняться, производится с использованием:

    Вязальной проволоки. Надежная и распространенная технология соединения при помощи узла. Существуют разные схемы вязки.

    Резьбовых и обжимных муфт (в местах механических стыков).

    Металлических скрепок. Элементы арматуры соединяются без вязки узла.

    Пластиковых хомутов и клипс (фиксаторов). Пластмассовые изделия обеспечивают простой и быстрый монтаж, устойчивы к коррозии. Их использование одобрено не всеми профессионалами.


Прутья композитной арматуры, скрепленные хомутом

    Сварки. Процесс отличается быстротой, но сварные швы образовывают жесткое соединение, по плотности отличаются от основного металла и подвержены коррозии. При изменении нагрузки они лопаются и уменьшают прочность фундамента. Способ подходит для соединения стержней больших диаметров (на промышленных объектах); для получения качественного шва нужен сварщик высокой квалификации.

Типы инструмента для вязки арматуры

Вязка арматуры для ленточного фундамента считается практичнее сварки: прочность в узлах не снижается, не нужен квалифицированный сварщик, работа проходит прямо в опалубке (или рядом). Пространственный каркас из арматуры можно собирать как вручную (что нелегко делать руками в перчатках), так и с помощью инструмента. Для вязки используют:

    Вязальный пистолет. Самый быстрый способ. Пистолетом неудобно пользоваться в труднодоступных местах; к тому же он расходует много проволоки. Его главный недостаток - цена. Модели ведущих производителей стоят порядка 30000 руб., китайского пистолета хватит на 1 фундамент.


Профессиональный инструмент - пистолет для вязки арматуры

    Крючок для вязки. Похож на изогнутый и обточенный гвоздь с рукоятью вместо шляпки. Его нередко используют как насадку, зажимая в патроне шуруповерта. Промышленность выпускает винтовые крючки - эффективные в работе, но замедляющие процесс вязки (оставляют длинные хвосты).

    Народные средства. Если объем работ небольшой и инструментом не запаслись, используют плоскогубцы или изготавливают крючок из подходящего гвоздя. Качественный результат невозможно получить, используя самоделку; такой подход неизменно скажется на прочности конструкции.

Об армировании мелкозаглубленного ленточного фундамента на видео:


Требования к параметрам арматурного каркаса

Стержни, составляющие конструкцию, различаются по назначению:

    Рабочая арматура. Так называются продольные горизонтальные прутья, размещаемые вдоль ленты фундамента.

    Хомуты. Делятся на поперечные горизонтальные и вертикальные, связывают каркас в единое целое.

Арматурный каркас фундамента в частном строительстве часто имеет параметры:

    Арматура. Металлическая или композитная, сечением 11-14 мм (для небольшой хозяйственной постройки), с периодическим профилем и сечением 12-18 мм (для армирования фундамента ленточного типа).

Пример как вязать арматуру для фундамента поперечными хомутами

    Горизонтальные элементы. Стержни укладываются с нахлестом и соединяются с вертикальными элементами. В мелкозаглубленном фундаменте делают 2 слоя (от 2 до 4 стержней в каждом), в глубокозаглубленном - 3. Расстояние между стержнями не превышает 30-40 см.

    Вертикальные элементы (соединяющие и поддерживающие верхний и нижний слой) размещаются через 40-90 см. Нагрузка на вертикальные элементы небольшая, поэтому для них могут использоваться стержни сечением 6-11 мм.

    Защита от коррозии. Арматурный каркас должен быть целиком погружен в бетон; от опалубки его должны отделять 6-8 см. При организации фундамента для частного дома арматурные прутья в большинстве случаев соединяются с помощью вязального крючка.

О том, как правильно вязать арматуру крючком на видео:


Расчет количества расходных материалов для вязки арматуры

Количество материала (в погонных метрах) рассчитывают на основе:

    Параметров фундамента (длины, ширины, глубины)

    Схемы армирования (количества слоев и продольных прутьев по ширине)

Чаще всего материал для армирования реализуют не погонными метрами, а килограммами. Для перевода величин существуют специальные таблицы. Пластиковую арматуру чаще продают погонными метрами.


Схема армирования ленточного фундамента

Схема вязки арматуры, армирование углов

Правильная вязка арматуры для ленточного фундамента, оптимальная по многим параметрам, представляет собой соединение прутьев армирующего каркаса «клеточкой». В таком случае ряды закрепляются проволокой (или другим выбранным способом) под углом 90°. Схема вязки состоит из нескольких последовательных операций:

    От мотка вязальной проволоки отрезается фрагмент длиной 25-30 см (для прутьев сечением 8-16 мм).

    Проволоку сгибают пополам и заводят под нахлест стержней, размещая по диагонали.

    Крючком цепляют петлю (место сгиба проволоки), противоположный конец проволоки обводится над пересечением стержней и укладывается над крючком.

    Вращением крючка вокруг верхнего конца проволоки создается скрутка из 3-4 оборотов.

    Крючок извлекается, концы проволоки отгибаются внутрь конструкции.

О тонкостях армирования на видео:


Углы ленточного фундамента нельзя армировать простым перехлестом прутьев; это считается грубым нарушением технологии. Для армирования углов и соединения с ними примыкающих линейных элементов используют согнутые прутья, угловой фрагмент усиливают Г-образными или П-образными анкерами.

Прутья, уложенные на углах здания без сгиба, под прямым углом, неспособны создать жесткую конструкцию. Такие участки фундамента с большой долей вероятности в будущем будут подвержены разрушению.


Армирование углов требует соблюдения технологии

Технология армирования: порядок выполнения и особенности этапов

Каркас под будущий фундамент рассчитывается и монтируется на основе размеров траншеи, из рабочей арматуры и вспомогательной проволоки. Его параметры рассчитываются заранее, с учетом ожидаемой нагрузки; собирать конструкцию удобно на длинном верстаке. Установка арматуры проходит поэтапно:

    Собираются вертикальные элементы (хомуты). Вертикальное расположение прутьев проверяется с помощью отвеса.

    Монтируется нижний горизонтальный пояс. Нижний пояс работает на прогиб фундамента вниз. Он крепится вязальной проволокой к вертикальным хомутам.

    Монтируется верхний горизонтальный пояс . Его задача - сопротивляться выгибу фундаментной ленты вверх.

    Монтируются угловые элементы. Им надо уделить особое внимание, поскольку они связывают стороны фундамента. Дополнительная жесткость обеспечивается дополнительными вертикальными стойками, которые закладываются вдвое чаще.

    Готовится опалубка под фундамент.


Монтаж линейного фрагмента армирующего каркаса

    Проводится укладка подготовленного армирующего каркаса. В процессе укладки между прутьями арматуры прокладывают трубы (через них впоследствии будут проложены системы инженерных коммуникаций и вентиляция).

    Заливается бетон. Заливку выполняют в несколько приемов, с разравниванием каждого слоя (вручную или виброплатформой). Такая технология обеспечивает равномерное распределение бетонной смеси.

    Проводится гидроизоляция фундамента. После высыхания бетона, ленту фундамента покрывают битумной мастикой или рубероидом. Такая операция является важной мерой для сохранения фундамента.

Если каркас собирается в траншее, в грунт, с соблюдением расчетных расстояний, сначала вбиваются прутья. На них закрепляют поперечные перемычки, нижний и верхний арматурный пояс.

Заключение

Закладка фундамента является ответственным этапом строительства, определяющим прочность несущей конструкции и всего дома. Чтобы фундамент исправно нес нагрузку и долгими годами не давал повода для беспокойства, работу лучше всего поручить профессионалам.

Прочная и качественная арматурная сетка нужна для сохранения пространственной формы фундамента при его заливке. Поэтому и варить ее нельзя – иначе, как объясняют специалисты, «нарушается кристалл железа». И не важно, строится ли большое здание или компактная баня, возможна только вязка арматуры для фундамента, причем качественная и правильным материалом.

А вот способов, как вязать арматуру, сегодня практикуется достаточно много. Но, в общем, все выглядит чаще всего так: сеть вяжется секциями вне траншеи, а потом эти секции просто подвязываются друг к другу. Можно вязать, конечно, и на дне траншеи, но для этого арматуру нужно заранее закрепить. Ведь главное, чтобы она не опускалась на дно траншеи – а для этого опытные строители используют специальные держатели (продаются на рынке).

Чем вязать? Вязальная проволока VS пластиковые хомуты

Что лучше для вязки арматуры: обычная проволока или модные пластиковые хомуты? Давайте разберемся вместе.

Стальная проволока: где раздобыть и как сделать самому

Вязальная проволока для фундамента делается из отожженной низкоуглеродистой стали. Она мягкая на изгиб, удобная в эксплуатации. По цвету бывает белая – оцинкованная – и черная, без какого-либо покрытия. К слову, что интересно, многие мастера считают красивую оцинкованную проволоку в использовании для фундамента самым настоящим излишеством – ведь в бетоне нет доступа кислороду, а потому никакой коррозии быть не может.

Совет мастера: если вдруг вы приобрели в магазине вязальную проволоку, а она плохо гнется, ее не обязательно сдавать назад – достаточно прогреть в костре в течение получаса и потом охладить на воздухе.

Какого диаметра брать проволоку? Опытные строители говорят, что наиболее удобный и прочный вариант – это 1,2-1,4 мм. На двойку уходит много сил, а единица слишком слаба.

А вот как можно разжиться вязальной проволокой для фундамента. Берем старую покрышку от грузовика и сжигаем ее. В этой покрышке есть металлокорд – его-то как раз и используют в новом качестве. Единственный момент: в покрышках от импортных грузовиков вместо металла может оказаться синтетика. Проверить это легко: прорезать ножом внутреннюю сторону, ту, что прилегает к ободу. Нож уперся в металл? Значит, проволока получится. Не уперся? Тогда покрышка в огне просто сгорит, и все.

Пластиковые хомуты: за и против

Большинство строителей посматривают на появившиеся недавно пластиковые хомуты с некоторой опаской – выдержат ли они потом в фундаменте нагрузку? Не разорвутся ли? Насколько они на самом деле надежны?

А так плюсы этого материала, конечно, радуют: простота и скорость обвязки, стоимость не намного дороже, чем у вязальной проволоки.

А самые популярные в этом плане на сегодняшний день – это пластиковые хомуты с сердечком из стальной проволоки. Они используются для крепления труб для кабелей на заборы, и при устройстве систем периметровой охраны. Они более дорогие, но зато особенно удобные в работе.

Еще один момент, о котором далеко не все знают: связанный пластиковыми хомутами фундамент зимой оставлять нельзя. От мороза они сразу становятся хрупкими и лопаются.

Как вязать? 4 самых популярных способа

Простой незатейливый крючок для вязки арматуры можно сделать из проволоки 3-4 мм диаметром – например, из электрода для электродуговой сварки. Вязать им быстро, конечно, не получится, но вполне сносно. Но поделимся вот такой хитростью: сделать к шуруповерту насадку из гвоздя – в форме крюка, как на вешалке для одежды, и им и обвязывать арматуру. Так все получится в два раза быстрее, и намного меньше будут уставать руки.

А суть технологии, как правильно вязать фундаментную арматуру, проста. Два ряда проволоки располагаем пенрпендикулярно. Далее используем самодельный станок, где арматура зажимается досками и вяжем ее вручную или пользуемся пистолетом для вязки арматуры, который можно приобрести в строительном суперамаркете. Главное – чтобы стержни не опускались на дно фундамент, а для этого либо подкладываем кирпич, либо втыкаем концы сетки прямо в почву. Далее уже – отличия в том, как и куда загибать саму проволоку. Выбирайте тот способ, с которым вязка арматуры для вас окажется удобнее!

Способ №1

Вот как вязать проволоку для фундамента руками:

  • Шаг 1. Берем проволоку в руки и складываем ее пополам.
  • Шаг 2. Изгибаем вокруг пальца примерно на одну треть от петли.
  • Шаг 3. Теперь накладываем на арматуру и вставляем в петлю крючок.
  • Шаг 4. Вертим крючок и захватываем им второй конец проволоки, тянем другой конец проволоки на себя.
  • Шаг 5. Достаем крючок и загибаем концы. Если длинные получились – обрезаем.

Сколько будет нужно делать оборотов, определится практическим путем. Если слишком мало – обвязка окажется слабой, если много – проволока станет рваться. Обычно – от трех до пяти оборотов.

Способ №2

Порядок работ:

  • Шаг 1. В этом варианте проволока тоже складывается пополам.
  • Шаг 2. Прижимаем ее пальцами к прутку, и загибаем концы на себя.
  • Шаг 3. Вставляем крючок, крутим, достаем и загибаем концы.

Здесь проволока держится уже намного лучше и надежнее.

Совет мастера: самая распространенная ошибка при вязке арматуры – это длинные скрутки. Чтобы такого не получалось, проволоку всего лишь нужно подгибать перед вращением крючка – так, чтобы он успевал сделать 3-4 оборота.

Способ №3

Порядок работ:

  • Шаг 1. Берем кусок проволоки, складываем вдвое.
  • Шаг 2. Заводим снизу.
  • Шаг 3. Захватываем крючком за петлю.
  • Шаг 4. Оставшийся «хвост» перегибаем через крючок.
  • Шаг 5. Образовавшуюся петлю и крутим.

Способ №4

А вот, по отзывам, самый удобный способ собственноручно вязать проволоку на арматуре:

  • Шаг 1. Вставляем крючок в петлю и захватываем им же другой конец – тот, что держим рукой.
  • Шаг 2. Одновременно загибаем проволоку вниз, через крючок.
  • Шаг 3. Тянем крючок на себя и крутим несколько раз. Вот и все!

В этом способе есть достаточно весомый плюс – левая рука остается свободной и ею можно придерживать арматуру, что очень удобно.

Вяжем арматуру специальными пистолетами

А они бывают самыми разными – электрическими и аккумуляторными, самого разного производителя. Первыми до такого чуда техники додумались японцы – благодаря их приспособлению проволока на одном узле закручивается в течение секунды и строго в определенной силе натяжения: не слабо, но и не так, чтобы ее рвало.

Вот только одна незадача: стоят такие пистолеты очень дорого. И здесь русские мастера выходят из положения, кто как может: кто-то покупает, а потом перепродает пистолет, кто-то отдает предпочтение дешевой китайской подделке (на один фундамент хватит), а кто-то ищет возможность взять такой пистолет в аренду – и такая возможность, на самом деле, есть.

Но не важно, какой вы выберете способ или инструмент – главное, чтобы арматура была связана на совесть. Тогда и фундамент под баней будет долгие годы радовать прочностью и отсутствием каких-либо трещин.

Фундамент является устойчивой опорой и основанием любого сооружения, поэтому к его изготовлению нужно подойти со всей ответственностью. Усиливающий каркас из металла делает фундамент зданий более долговечным, надежным и качественным.

Он обеспечит основание любой постройки высокими эксплуатационными характеристиками.

Что значит «вязать» арматуру?

Каркас из арматуры - это неотъемлемая часть фундамента, которая помогает создать надежное и прочное основание дома или любого другого сооружения. Чтобы готовый металлический каркас прослужил не один десяток лет и выдержал серьезные нагрузки, вязать арматуру необходимо с использованием специальной проволоки и, соблюдая определенные технологические требования.

Прочная и качественно выполненная вязка из арматуры необходима, чтобы сохранить пространственную форму фундаментальной основы строения при ее заливке. Арматура для фундамента представляет собой металлические стержни длиной от 6 метров и диаметром от 6 мм. Прочностные характеристики такого вида стержней напрямую зависят от их толщины: чем больше диаметр металлического стержня, тем будет выше надежность каркаса.

Металлический профиль стержня может быть гладким, с периодическими гранями, рифленым, с насечками или ребрами. Наличие вышеперечисленных особенностей способствует лучшему сцеплению металла с бетонным раствором. Сцепляемость гладкого стержня с бетоном в 2 раза ниже показателя сцепляемости рифленого стержня. Для создания фундамента высокой прочности могут использоваться для армирования швеллера или металлические уголки.

Схема вязки может быть двух типов:

  1. Плоская . В этом случае металлические стержни скрепляются между собой в одной плоскости, чаще всего в горизонтальной.
  2. Пространственная . Это наиболее распространенный метод вязки, он используется для ленточного фундамента для любых грунтов. Пространственная схема позволяет создать каркас объемной формы, который будет противостоять продольным и поперечным нагрузкам, благодаря своей эластичности и гибкости.

Зачем вязать арматуру?

Основным элементом в фундаменте строения является продольная арматура. Поперечные стержни поддерживают положение продольных. Основная задача их состоит в том, чтобы, когда начнется процесс заливки бетона, вся конструкция оставалась в неизменном положении. Так как при сдвиге армирующей сетки произойдет уменьшение защитного слоя бетона, что впоследствии приведет к уменьшению прочности сооружения, коррозии арматуры, появлению неровностей, трещин и т. д.

Для того чтобы сделать арматурный каркас, необходимо установить опалубку вокруг котлована под фундамент. Опалубка изготавливается из обрезных досок и гвоздей . Стыки можно дополнительно скрепить металлическими уголками для обеспечения готового короба жесткостью и прочностью.

Снаружи и внутри опалубки накручивается стальная проволока диаметром до 8 мм. Полиэтиленовой пленкой устилается дно котлована и стены опалубки для предотвращения быстрого обезвоживания бетонного раствора.

Затем в дно котлована вбиваются металлические стержни на расстоянии 20−30 см друг от друга и на 5−10 см от края траншеи. Для обеспечения ровной поверхности на дно котлована укладываются кирпичи. Желательно перед выкладкой кирпича сделать «подушку» из песка для максимального снижения силы пучения на фундамент.

После выкладки кирпичей можно выкладывать арматуру и при помощи проволоки связывать места их соединения и пересечения.

Для ручного связывания арматуры проволокой используется самый простой способ: когда проволока стягивается при закручивании, а ее концы фиксируются кусачками . Проволока должна быть сложена вдвое, а кусачки должны иметь притупленные зубцы, чтобы не перекусывать проволоку. Для этих целей можно использовать плоскогубцы.

Как связать арматуру для фундамента: способы вязки

Для того чтобы соединить арматурные стержни в пространственный каркас или сетку, армирование выполняют с помощью сварки или вязки. Это делается проволокой или хомутиками из пластика.

В последнее время вязка арматуры для фундамента остается наиболее популярной по сравнению со сваркой.

Недостатки сварных соединений:

  • во время сварки происходит уменьшение прочности стали в местах крепления, и при заливке бетоном может произойти разрушение сварных соединений;
  • прочность и надежность сварного соединения напрямую зависит от опыта и квалификации работника, поэтому некачественно выполненные швы при укладке бетона от динамичной нагрузки попросту могут разрушиться;
  • к недостаткам можно отнести и то, что расценки на сварочные работы, которые может сделать только квалифицированный специалист - сварщик, достаточно высоки.

К сварочному процессу для соединения арматуры прибегают достаточно редко, несмотря на такие преимущественные показатели, как простота монтажа и высокая скорость производимых работ.

В нахлест выполняется плоская вязка арматуры фундамента из плит. Специальные инструменты для такой вязки не нужны. Недостаток такого метода состоит в том, что он имеет низкую производительность.

Вязальные работы выполняются там, где была установлена опалубка арматуры. Для этого:

  1. Не нужно тратить время на доставку и транспортировку материалов.
  2. Не нужно переносить их с места на место.
  3. Сокращается время подготовки арматурной сетки к заливке бетонным раствором.

К недостаткам вязки арматуры проволокой можно отнести и то, что качество вязки непостоянно, возможно смещение узла вязки.

Существуют несколько способов вязки арматуры фундамента, вот основные из них:

  • при помощи плоскогубцев;
  • с использованием специального крючка;
  • с применением винтового крючка;
  • при помощи шуруповерта;
  • при использовании специальных скрепок;
  • при помощи вязального пистолета.

Материалы и инструменты для вязки арматуры

Для вязки арматуры используется стальная обожженная проволока диаметром 1−1,4 мм в зависимости от диаметральных размеров арматурных стержней. Данная проволока поставляется в бухтах , поэтому перед использованием ее необходимо разрезать на кусочки длиной 150−200 см для удобства применения и, в зависимости от того, каким инструментом будут пользоваться при вязке.

Обожженная проволока имеет ряд преимуществ, которые необходимы для производства вязки арматуры, а именно:

  • проволока отлично гнется;
  • очень плотно прилегает к арматуре;
  • при вязке практически не рвется.

В качестве альтернативы стальной проволоке строительный рынок предлагает пластиковые хомутики , появившиеся совсем недавно. Их основное преимущество заключается в удобстве использования, высокой скорости исполнения работы. К тому же цена на хомуты достаточно низкая.

Необходимый инструмент для вязки арматуры:

  1. Арматура (швеллер, уголок).
  2. Арматурные кусачки.
  3. Шуруповерт.
  4. Плоскогубцы.
  5. Вязальный пистолет (механический или электрический).
  6. Специальный крючок.
  7. Сварочный аппарат.
  8. Стальная проволока.
  9. Скрепки (скобы, фиксаторы).

Вязка арматуры – очень важный этап в процессе получения железобетона, и именно от того, насколько качественно будет выполнена данная работа, зависят характеристики данного композиционного материала.

1

В строительстве часто используются бетонные конструкции, потому что они весьма устойчивы при нагрузках на сжатие. Однако такого же заключения нельзя сделать, если говорить о сопротивляемости подобных изделий напряжениям растяжения, и, для того чтобы улучшить это свойство, бетон следует армировать. Заливая раствором специальный каркас, сделанный из арматуры, получают железобетон.

Правда, кто-то может утверждать, что укреплять его неактуально, так как растягивающие напряжения редко действуют. Но это мнение ошибочно, ведь если взять, например, бетонную балку и попытаться согнуть ее, то с внутренней стороны она будет сжиматься, а вот с внешней уже растягиваться. Соответственно, возникает вероятность разрушения. И вот как раз армирование значительно улучшает характеристики железобетона, тем самым увеличивая его срок службы. Вся конструкция становится более надежной благодаря увеличению зоны сжатия, а также активному сопротивлению разнообразным нагрузкам.

Для вязки арматуры в основном используют металлические стержни, реже встречаются изделия из других достаточно прочных материалов, которые способны выдержать большое давление. Соединяют их между собой так, чтобы получилась сетка. Во время застывания раствор расширяется и более плотно прилегает к находящимся в объеме прутам, таким образом получается весьма надежное соединение. Именно поэтому ни в коем случае нельзя в качестве армирующих элементов использовать полые конструкции, так как в этом случае они попросту сплющатся под давлением и не будут достаточно плотно прилегать к бетону .

Вообще, каждому начинающему мастеру, даже если он возводит свой собственный дом, а не работает на коммерческом объекте, желательно прочитать общепринятые нормативные документы для строительства, когда планируется вязка арматуры, СНиП 52-01-2003, например. Это позволит даже без глубоких профессиональных навыков хотя бы правильно подобрать материалы и получить надежный каркас для заливки бетоном.

Если говорить о фундаменте дома, то в этом случае подойдут пруты, сделанные из базальтоволокна и стекловолокна. Они относятся к композиционным материалам и отличаются великолепной прочностью, при этом работать с таким намного проще, так как она легче металлической. Еще ее неоспоримым достоинством является неподверженность коррозии, так что очень актуально применять ее в обводненной среде.

Что же насчет размеров стержней, они тоже имеют огромное значение и напрямую влияют на прочность каркаса. Берутся прутья сечением более шести миллиметров и длиной не менее шести метров. Диаметр же проволоки для вязки арматуры обычно находится от 0,8 до 1,2 мм. Если планируется делать соединения с помощью специальных хомутов, то их диаметр составляет до четырех сантиметров. Кроме того, арматура может быть различной по конструкции. На сегодняшний день представлена гладкая, с разными насечками, ребрами или же гранями. Все они пользуются популярностью, однако стоит учитывать, что гладкая поверхность будет обладать куда меньшей степенью адгезии с бетоном по сравнению с неровной.

2

Многие задаются вопросом, что же лучше – вязать арматуру или варить? В принципе, второй вариант вполне приемлем для создания каркаса, ведь, по сути, так образуется неразрывное соединение, и может даже показаться на первый взгляд, что такой способ будет более надежным. Однако это не совсем так. Специалисты особенно не рекомендуют соединять таким путем . Во-первых, сварочные швы более подвержены коррозии. Во-вторых, при такой конструкции продольная арматура обладает меньшей прочностью при воздействии растягивающих напряжений. В-третьих, необходимо специальное оборудование. Ну и, в-четвертых, нужно нанимать профессионального сварщика, конечно, если сами не обладаете подобными навыками. Так что данный процесс весьма затруднителен.

Помните, очень важно, чтобы стержни были отлично зафиксированы и не изменяли своего пространственного положения. Этого можно добиться, используя высококачественную обожженную проволоку, так как она великолепно гнется, обладает таким свойством, как тягучесть, и плотно прилегает к арматуре. Так полученные узлы будут крепкими, надежными, и, соответственно, данными характеристиками будет обладать и сам каркас.

3

В принципе, этот процесс не столь сложный, и справиться с ним сможет практически каждый, особенно если грамотно подобрать инструмент для вязки арматуры. Итак, если вязать прутья с помощью стальной проволоки, нам понадобится болгарка, которой можно сразу разрезать моток на куски нужной длины. Конечно же, никто не запрещает резать ножницами по металлу, но тогда данный этап работ сильно затянется. А так нужно просто взять проволоку, согнуть ее в толстый пучок так, чтобы получились отрезки определенной длины, и места сгиба отрезать болгаркой.

Скручивается же она обыкновенными пассатижами либо с помощью крючка. Во втором случае работа будет намного легче и пойдет куда быстрее. Если есть желание вообще механизировать процесс, тогда следует приобрести специальный строительный винтовой вязальный крюк. Кардинально же изменить положение дел сможет электроинструмент, например, с помощью обыкновенного шуруповерта также возможно вязание арматуры, причем физическую силу в этом случае прикладывать практически не надо, достаточно просто нажать на кнопку. Существует и профессиональный пистолет для вязки, однако, он весьма дорогостоящий, так что, если вы не намерены зарабатывать таким способом на жизнь, то покупать его нет смысла.

4

Существует несколько способов соединения арматуры проволокой. Так, можно делать скрутки с помощью плоскогубцев, тогда необходимо взять кусок проволоки (его длина обычно составляет около тридцати сантиметров), согнуть его пополам и закинуть петлю вокруг прутьев. Скрутив концы, вы получите достаточно неплохое соединение. Правда, данный способ очень трудоемкий. Рассмотрим, какова схема вязки арматуры вязальным крючком. Кстати говоря, его можно как приобрести в магазине, так и сделать самостоятельно из проволоки или же сварочного электрода диаметром 4 см.

Чтобы автоматизировать процесс, следует такой крюк просто вставить в патрон шуруповерта, и тогда вращательные движения будут воспроизводиться простым нажатием кнопки.

Вариант №1. Перегнув проволоку пополам, сгибаем ее на одну треть от петли вокруг пальца и накидываем на место соединения прутов. Затем, набросив петлю на крючок, делаем скрутку, при этом второй конец необходимо тянуть на себя. После того как все надежно зафиксировано, вынимаем крюк, а концы загибаем, если же они оказались чересчур длинными, тогда следует их обрезать ножницами по металлу. При этом учтите, недостаточная длина проволоки или же малое количество оборотов негативно отразятся на прочности соединения.

Вариант №2 . В этом случае скрутка будет более надежной. Сложив проволоку все также пополам, необходимо прислонить ее к арматуре снизу. Затем, загнув на себя, скручиваем с помощью того же крючка. Вполне достаточно сделать всего 4 оборота.

Вариант №3 . Как и в предыдущих схемах, делаем петлю и заводим ее под арматурой, а затем захватываем крючком. При этом другой конец следует перегнуть через крюк таким образом, чтобы образовалась еще одна петля и крутим.

Помните, только разобравшись с тем, как правильно связать арматуру, можно рассчитывать на качественную железобетонную конструкцию. Если вы впервые приступаете к этой операции, не стесняйтесь показать полученный вариант кому-нибудь более опытному, пусть даже на форуме в интернете. Лучше выслушать конструктивную критику и советы, чем пожинать плоды разрушенной ж/б конструкции в будущем.

Чтобы самостоятельно сделать арматурный каркас для ленточного, столбчатого или свайного фундамента, сетку для плавающей плиты, необходимо научиться правильно вязать продольные и поперечные стыки стержней. Для этого достаточно самодельного или заводского крючка и знания схем расположения арматуры внутри бетонных конструкций.

Наиболее полные рекомендации, как вязать вручную арматуру, приведены в пособии по проектированию от 2007 года НИИЖБ имени Гвоздева. Вязальная проволока должна соответствовать ГОСТ 3282 (выпускается с покрытием 0,2 – 6 мм и без него 0,16 – 10 мм), поскольку не всякая имеющаяся в хозяйстве домашнего мастера проволока после отжига становится мягкой, сохраняет прочностные характеристики.

Специалисты не рекомендуют применение пластиковых хомутов, так как при перемещении бетонов внутри опалубки соединения смещаются вместе со смесью. Для плитных фундаментов промышленность выпускает готовые сварные арматурные сетки, однако доставка их на объект обходится дороже, чем отдельных прутков.

Кроме того, торцы приходится усиливать П-образными элементами вручную. Поэтому для небольших объемов арматурных работ в индивидуальном строительстве вполне достаточно бухты вязальной проволоки, крючка и данной инструкции.

Технология, как правильно вязать арматуру, имеет следующую последовательность операций:

  • от бухты отрезается кусок проволоки 20-25 см для диаметров стержней 8 – 16 мм;
  • изгибается пополам, заводится под нахлест прутков по диагонали;
  • жало крючка продевается в петлю;
  • проволочный хомут натягивается;
  • свободный край укладывается на ложе крючка;
  • вращением жала инструмента создается скрутка в 3-4 оборота;
  • после извлечения крючка свободные концы отгибаются внутрь каркаса;

Подобная технология подходит для всех фундаментов, отличаются лишь схемы расположения стержней внутри арматурных конструкций.

Важно! При использовании арматуры от 25 мм сварка стыков является обязательным условием. Связанные проволочными скрутками перекрестия в этом случае могут отламываться под тяжестью конструкционного материала.

Ленточный фундамент

Перед тем, как сделать каркас из арматуры для ленточного фундамента, необходимо учесть основные ошибки самостоятельных застройщиков:

  • прямые прутки в углах соединены перехлестом;
  • каркасы стоят на подбетонке на вертикальных стержнях;
  • в сечении бетонной конструкции арматуры меньше 0,1%;
  • не обеспечен боковой защитный слой, прутки соприкасаются на отдельных участках с опалубкой.

Нельзя армировать углы ленточного фундамента простым перехлестом прутков. Армирование производится по специальным схемам анкеровки, представленным ниже.

При армировании ленты следует учитывать особенности этого фундамента:

  • при бетонировании МЗЛФ связать арматурный каркас можно внутри опалубки, используя стержни, хомуты и анкеры;
  • ленты глубокого заложения армируются перед монтажом щитов, так как проникнуть внутрь опалубки не сложно;
  • каркасы можно изготовить в пятне застройки, разместить их по месту в опалубку, после чего, усилить Г-образными или П-образными анкерами в углах;
  • подбетонка снижает минимальный размер защитного слоя бетона у подошвы конструкции с 5 см до 2-3 см, для создания нижнего защитного слоя используются специальные пластиковые подставки – “стаканы”;
  • при наращивании продольных прутков необходимо обеспечить нахлест от 20 диаметров арматуры, но не менее 25 см;
  • запрещено укладывать нижний пояс на камни, кирпичи, обрезки арматуры, допускаются исключительно пластиковые или бетонные прокладки;
  • соединения арматуры внахлест должны быть разнесены в разбежку, так чтобы в одном сечении не соединялось более половины сечения всей продольной арматуры.
  • существует минимальный процент содержания арматуры в поперечном сечении ленточного фундамента, равный 0,1%;

Схемы армирования углов ленточного фундамента.

Важно! Хомуты (поперечные горизонтальные и вертикальные прутки) необходимы в основном для придания каркасам необходимой пространственной геометрии. Поэтому арматура считается конструкционной, не испытывает нагрузок при эксплуатации. Диаметр принимается равным 6 и 8 мм для длины менее 80 см и более 80 см, соответственно.

Плитный фундамент

Поскольку плавающая плита считается самым дорогостоящим фундаментом, в средней части конструкции может использоваться разряженное армирование. Однако этот метод экономии материалов требует профессионального расчета в специальных программах. Поэтому индивидуальные застройщики чаще всего используют арматурные сетки с одинаковой ячейкой.

Правильно вязать арматуру в сетки не сложно, однако, не обладающие опытом и профильным образованием любители допускают ошибки:


Чтобы собрать арматурный каркас плиты, верхнюю сетку необходимо зафиксировать на некотором расстоянии над нижним поясом. Для этого применяются столики, лягушки, пауки, прочие элементы с отогнутыми лапками для опирания на нижние ячейки, полками, поддерживающими верхний слой.

Паук из арматуры диаметром 8 мм.

При изгибании арматуры на объекте запрещено нагревать прутки газосваркой. Должны использоваться гибочные станки или обоймы, обеспечивающие нужный радиус изгиба. В местах расположения несущих стен плитный фундамент усиливается дополнительной арматурой, т.е. шаг ячейки уменьшается вдвое.

В плитах с ребрами жесткости под несущими стенами располагаются каркасы по аналогии с ленточными фундаментами, ростверками. Их жестко связывают с сетками плиты, обеспечивают стандартные защитные слои бетона.

Ростверк

Внешняя схожесть ростверка с ленточным фундаментом приводит к ошибкам самостоятельного армирования. Лента испытывает растяжения в подошве от сборных нагрузок коттеджа, в верхней части от вспучивания грунтов. На ростверк силы пучения не действуют никогда, поскольку он отделяется от земли сминаемым слоем пенополистирола или воздушным зазором 10 – 20 см. Однако здесь возникает изгибающий момент в вертикальном направлении в местах жесткого защемления стоек в балки.

Важно! Для ростверка недостаточно сделать стандартный каркас из обвязанных хомутами продольных стержней. Нужно дополнительно усилить верхний ряд возле колонн (сваи и столбы), весь нижний пояс.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Рекомендации, как правильно вязать арматурные стыки, относятся только к стальным стержням. Не рекомендуется использовать в фундаментах композитную арматуру, которая при появлении растягивающих усилий вначале удлиняется, лишь затем начинает воспринимать нагрузки. Это чревато раскрытием трещин в подошве верхней части бетонных балок фундамента, из которых состоит ростверк.

Столбы и сваи

Конструкция каркасов, использующихся в монолитных железобетонных столбах и сваях схожа с армопоясами ленты и ростверка. Форма сечения может быть нескольких типов:

  • при использовании трубчатой опалубки можно сделать каркас квадратного или круглого сечения;
  • если столбчатый фундамент заливается в щитовую опалубку, хомуты для связки вертикальных стержней имеют квадратную или прямоугольную форму.
  • минимальное число продольных прутков в одном столбе или свае равно 4.

Вязка каркаса для сваи.

Нижняя часть бутобетонных столбов не армируется, так как прутки мешают укладывать внутрь опалубки камни крупного размера. Оголовки бутобетонного столба (1 м от устья) заливается товарным бетоном, армируется коротким каркасом.

На вертикальных стержнях отгибаются под прямым углом лапки для жесткой связки стоек с балками решетчатого ростверка. При этом часть из них должна быть привязана к нижнему поясу, оставшиеся – к верхнему.

Сделать каркас лучше всего самостоятельно, используя проволочные скрутки. В готовых изделиях, которые выпускаются для столбчатых фундаментов, буронабивных свай, все стыки сварные. Это обусловлено высокой технологичностью сварки в сравнении с проволочной обвязкой.

Таким образом, правильно вязать арматурные сетки и каркасы можно самостоятельно в пятне застройки. Для каждого типа фундамента существуют нюансы, изменяются значения защитного слоя бетона. Самым сложным моментом традиционно является анкеровка углов, усиление зон продавливания, растяжения.

Совет! Если вам нужны подрядчики, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.