Кракелюр без проблем. Секреты успешной работы с кракелюрными составами. Одношаговый кракелюр — первое знакомство Кракелюрный лак двухшаговый

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.


В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.


Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.





Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.





В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.


Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.


Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.



Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.


Кракелюром (от французского слова «craquelure») называют трещинки слоя краски или лака на произведениях живописи. В современном дизайне стало очень популярным искусственное состаривание поверхности предметов интерьера, которое также называют «кракелюр». Мастер-классы по созданию различных изделий, имеющих неповторимый шарм старины, стоят довольно дорого. Зная основы техники такого декора, любой человек может самостоятельно создать уникальные предметы интерьера.

Как можно получить кракелюр?

Мастер-классы начинающих дизайнеров по интерьеру чаще всего используют для создания «состарившихся» вещей специальные лаки. Они так и называются - кракелюрные. Для подчеркивания и выделения образовавшихся на поверхности предмета трещинок в лаки специально втирают тушь, или пастель. Замечательный эффект дают составы, предназначенные для патинирования.

Техника кракелюр, несмотря на все новые составы, все-таки не может соперничать с натуральными трещинками на произведениях искусства. Именно поэтому специалисты могут легко отличить оригинал старинного предмета от подделки.

Инструменты и материалы для нанесения кракелюра

Практически на любые поверхности можно наносить кракелюр. Мастер-классы по покрытию лаками стекла, дерева, керамики, металла или бумаги, невзирая на некоторую схожесть, все же имеют определенные различия. Именно поэтому для каждого из этих видов материалов следует применять наиболее подходящую технику выполнения данного дизайна.

Для нанесения этого декоративного покрытия понадобятся следующие инструменты и специальные составы:

Синтетическая кисть;

Фен для сушки изделия;

Грунтовка;

Краски акриловые (желательно контрастных тонов);

Однокомпонентный кракелюрный и финишный лаки.

При отсутствии дорогостоящих составов можно использовать доступные подручные материалы: яичные белки, столовый уксус, гель для стирки, желатин. Существует несколько способов нанесения на различные поверхности. Ниже представлены самые популярные из них.

Однофазный кракелюр

Самым популярным является одношаговый кракелюр. Мастер-классы по созданию этого простого покрытия, называемого еще однофазным, являются наиболее востребованными. Его используют для создания поверхности с эффектными контрастными трещинами. Для этого понадобится однокомпонентный кракелюрный и акриловый финишный лаки, фен.

На тщательно очищенную поверхность предмета наносится грунтовка (выбирается в зависимости от материала, из которого изготовлена вещь). Для ускорения процесса высыхания состава используется фен. На подсохшую грунтовку наносится акриловая краска. Именно она будет просвечиваться в образующихся трещинках. После ее высыхания поверх равномерно наносят кракелюрный лак. При этом нужно помнить, что чем толще его слой, тем крупнее в итоге получатся трещины. Когда лак немного подсохнет и не будет приставать к пальцам (не теряя при этом своей липкости), на него наносят основную (вторую) акриловую краску. Примерно через 10 минут на поверхности предмета начнут появляться трещинки.

Высохшую краску аккуратно покрывают финишным лаком. Это покрытие и называют «одношаговый кракелюр». Мастер-класс декорирования в этой технике сможет повторить даже человек, далекий от дизайна и искусства. Данный способ отделки отлично подходит для украшения фарфоровых и деревянных предметов интерьера, шкатулок, рамок под фотографии. Оттачивая свое мастерство в этой технике, можно создавать уникальные изделия.

Декупаж. Кракелюр (мастер-класс)

Не менее популярна и другая техника нанесения таких покрытий, называемая декупаж. Ее суть состоит в том, что на кракелюрную сеточку из трещинок наклеиваются различные картинки, вырезанные из салфеток. Некоторые специалисты выполняют декупаж в обратном порядке. В этом случае кракелюр наносится уже на наклеенные на поверхность предмета картинки.

Для работы требуется само изделие, двух тонов, клей ПВА, вырезанные и подобранные рисунки, лак акриловый, художественные кисти, фен.

Этапы выполнения кракелюра в технике декупаж

Очищение и обезжиривание поверхности предмета с помощью спирта.

Нанесение на поверхность равномерного слоя водоэмульсионной краски при помощи художественной кисти. Сушка до полного высыхания.

Нанесение на поверхность слоя клея ПВА движениями кисти сверху вниз или слева направо.

После высыхания предмета наносится контрастная (вторая) краска. Движения кисти должны быть такими, как и при нанесении клея.

Не дожидаясь, пока краска высохнет, на поверхность предмета направляется струя горячего воздуха из фена. Под ее воздействием покрытие начнет трескаться. Чем дольше будет сушиться изделие, тем грубее и глубже будут трещины.

Предмет декорируется салфетками при помощи клея. Высохшее изделие покрывается несколькими слоями акрилового бесцветного лака.

Такой кракелюр хорошо смотрится на посуде, цветочных горшках, вазах, подносах.

Двухшаговый кракелюр

Мастер-классы по этой технике чуть сложнее, чем предыдущие. Для работы понадобится акриловый лак, кисти художественные, гуммиарабик (вязкая жидкость, твердеющая на воздухе), шеллак битум, золотая или серебряная пудра. Нанесение кракелюра состоит из следующих этапов:

Очищенную поверхность предмета покрывают 2 слоями акрилового лака. После его высыхания на него обильным слоем наносится шеллак. Чем толще он будет, тем крупнее и грубее будут трещинки. Для получения едва заметной ажурной сеточки достаточно будет тонкого слоя шеллака. При нанесении этого вещества следует избегать возможных подтеков, поскольку эту ошибку практически невозможно исправить.

Когда поверхность шеллака слегка подсохнет, но будет все еще липкой, сверху на нее густым слоем наносят гуммиарабик (консистенция жидкой сметаны). Легкими движениями подушечек пальцев это вещество растирается по всей поверхности. Примерно через 3 минуты гуммиарабик начнет прилипать к рукам. В это время «массажные» движения необходимо прекратить.

При высыхании гуммиарабика на поверхности будут образовываться трещины. Для их подчеркивания в них втирается битум. Затем по трещинам наносят золотистую или серебристую пудру.

Готовое изделие покрывается финишным лаком.

Кракелюр на стеклянных предметах

Очень эффектно смотрятся различные стеклянные изделия, задекорированные в этой технике. Весь процесс работы с этим материалом практически ничем не отличается от вышеперечисленных способов. При этом большинство рукодельниц предпочитают использовать однофазный кракелюр на стекле.

Для работы понадобится сам предмет, акриловая краска 2 контрастных тонов, лак, синтетическая художественная кисть, кракелюрный лак. Стеклянную поверхность, на которую будет наноситься декор, обезжиривают спиртом. Затем ее грунтуют акриловым лаком. После его высыхания наносят краску одного тона (он будет просвечиваться в трещинках). После этого на поверхность наносят кракелюрный лак. Когда он немного подсохнет, но еще не потеряет своей липкости, изделие покрывают основной (второй) акриловой краской. После появления трещинок и высыхания состава на поверхность наносят лак.

Кракелюр на деревянной поверхности

Данная техника декора чаще всего используется для отделки старой мебели, которая может стать изюминкой интерьера. При этом можно использовать как одно-, так и двухшаговый кракелюр. Мастер-класс по дереву практически ничем не отличается от вышеперечисленных приемов обработки поверхности. Основными условиями успешного и других предметов в технике кракелюр является их тщательная очистка от старых лакокрасочных покрытий и шпаклевание повреждений.

Особенности нанесения кракелюра

Как и у любого вида дизайна, у этого также имеется несколько секретов, способных облегчить труд. Техника кракелюр, которую может освоить каждый человек, позволяет выполнить работу быстро и без недочетов. Для этого следует запомнить такие приемы:

Художественная кисточка должна быть только синтетической.

После высыхания кракелюрного лака трещины часто затирают «серебрянкой», «золотым порошком», масляной краской темного тона. После этого остатки этих средств удаляют с поверхности растительным маслом и протирают ее насухо. Обработанное изделие покрывают акриловым лаком. Этот прием позволяет даже простой предмет превратить в произведение искусства.

Перед нанесением лак нельзя взбалтывать, чтобы не образовались пузырьки. Помещение для работы должно быть очищено от пыли и тщательно проветрено.

Трещинки на поверхности имеют то же направление, что и движение кисти. Для получения так называемой кракелюрной сеточки используют губку или делают очень маленькие мазки.

Сегодня я хочу рассказать о кракелюрах. После того, как я стала выставлять свои работы в сети, меня засыпали вопросами о кракелюрах, поэтому я решила посвятить страничку этой интересной теме.

Сначала хочу сказать, что очень интересные статьи вы найдёте у Елены Островской.
1 часть
2 часть
.
Это очень познавательные мастер-классы, советую всем интересующимся внимательно почитать. Теперь о моих кракелюрных лаках. Я пользуюсь таким вот небольшим количеством на данный момент.

Одношаговый лак фирмы Таир. Всегда растрескается! Он наносится между контрастными красками, растрескивая верхний слой. Наносится грунт, потом краска-лак-краска, потом можно наклеить салфетку, рисовую карту, что угодно и только потом финишный лак, закрепляющий работу. Будьте осторожны, некоторые лаки не дружат с кракелюрными и норовят тоже растрескаться или вообще скукожиться и отпасть. Рекомендую нанести кракелюрный лак на пробном предмете и попробовать покрыть финишным лаком, чтобы посмотреть, присутствует ли у них симбиоз.

Примеры моих работ с одношаговым кракелюрным лаком. Первый слой золотой, второй коричневый. Кстати сказать, вся краска с металликой НЕ подлежит использованию для второго слоя, она НЕ растрескивается. Использовать можно только в качестве первого слоя!

Так как работы я уже тут выкладывала, то логотип уже присутствует на фото, поэтому двойной. Тут первая коричневая, вторая неаполитанская жёлтая краски. На этой шкатулке кракелюр я делала даже не лаком, а клеем ПВА. Принцип абсолютно такой же, как и с одношаговым лаком. Я наносила верхний слой кисточкой, трещины получаются разные, от кисточки они как бы тянутся, можно даже задать рисунок. Тут хорошо видно, что трещины сверху толще, а по бокам тоньше. Это зависит не от толщины лака, как многие почему-то пишут, а от толщины второго слоя краски. Чем толще слой, тем больше и толще будут трещины. По бокам я чуть разбавила краску водой, слой делала тоньше и получила более мелкую сетку. Не бойтесь экспериментировать на ненужных предметах, я дома кучу банок простых закракелюрила, чтобы научиться, не надо сразу красить дорогую вещь!

С одношаговым разобрались. Теперь двухшаговый. Это означает, что присутствуют два шага, две баночки с разными составами. Первый базовый, второй растрескивается. Двухшаговый кракелюр наносят на завершённую работу, где уже наклеены все картинки, подрисовано всё, что хотелось, нанесены все виды и тёмных и золотых красок. Заключительным этапом является кракелюр.
Самый безотказный это пара Креалл. Лаки подписаны, вся инструкция дана сзади, вид трещин показан по всей этикетке. После нанесения первого слоя (не надо наносить ооочень толстый слой, он всего лишь базовый) я немного подсушиваю феном, дабы ускорить процесс. На этом этапе многие пересушивают лак, потом сколько не наноси второй слой, трещины будут, но в них ничего держаться не будет, лак то высох! Тут необходимо именно подсушить лак, чтобы он был липкий, но не оставался на пальцах. Да, придётся каждые пять-семь секунд тыкать тихонько в него пальцем и проверять на отлип. Как только он не липнет к пальцам, сразу убираете фен и наносите второй слой. Вот тут уж как фантазия подскажет - нужны потоньше и мелкие трещины - наносить тонкий слой, нужны огромные толстые трещины - я сразу два слоя жииирных наношу, ниже покажу результат. И тоже феном. И тоже не стоит пересушивать. Посушили, чтобы слои стали прозрачными, сразу затирайте трещины, иначе всё высохнет. Про виды затирки тоже расскажу ниже.

Вот два слоя второго лака. Трещины по 5 мм получаются. Затирала сухим пигментом золотым. Если пигмент прилип не на трещины, я беру влажный ватный диск и осторожно подтираю. Сразу всё хорошо убирается, пока не засохло.

Тут пигмент серебряный.

Лак Идеа. На белых работах нежелателен, так как желтит. После того, как затёрли, надо подставить работу под не сильную струю воды и смыть второй слой лака. Пальцами не касаться, так как сотрёте сам кракелюр, не беспокойтесь, вода сама смоет всё что надо. Мне нравится.

Кракелюр красивый получается.

Такие тонкие изломанные трещины. Затирала восковым карандашом.

Лаки Идиго. На водной основе, поэтому не имеет запаха. Сетка получается красивая, тоже можно делать толще или тоньше трещины. Очень хорош на белых и голубых поверхностях, не желтит. На банке и вид трещин показан и инструкция по применению.

Этот графин сделан с двумя видами кракелюра. Внизу одношаговый, а вверху двухшаговый, Идиго.

Ещё Идиго. Затирала масляными красками.

Шеллак и Гуммиарабик. Очень изысканный и тонкий кракелюр, очень дорогие баночки. Желтит немного.

Чем толще второй слой, тем реже трещины.

Нитяные кракелюры фирмы Хобби. На водной основе. Кракелюр действительно получается очень тоненький.

Вот так получается на досочке.

Это фацетный лак. На крышке нарисовано, что получится. Есть разных цветов. Наносится на загрунтованную и окрашенную в контрастный цвет поверхность. Это так сказать и краска и лак в одном. На вид как паста. Наносить мастихином как написано в инструкции. Тоже, чем толще слой, тем больше трещины.

Вот он в работе.

Теперь о том, чем надо затирать. Затирают только двухшаговый кракелюр, надеюсь, это понятно. Кракелюр можно затирать сухим пигментом. Цвета в основном с металликой. Когда я не могу подобрать цвет, я беру старые тени и затираю ими.

Восковые мелки. Я пользовалась один раз, мне не очень понравилось, поэтому оставляю без комментариев.

Масляные краски. В наборе нет металлики, но можно затирать и ими. Я пальцем втираю в кракелюр, потом протираю сухой тряпочкой. Нравится. Можно использовать, если кракелюр слегка пересушен и пигмент не прилипает.

Когда я училась кракелюрить, я нигде не могла найти именно такого подробного объяснения что и зачем, поэтому попыталась рассказать как можно подробнее самые азы. Очень надеюсь, что помогла разобраться новичкам. А вообще мой совет - надо самим пробовать! Не на работах, а как я уже говорила, на банках. Немного намазать, посмотреть эффект, учесть ошибки и снова пробовать.

Кракелюр – это искусство не естественного состаривания, включающая в себя то, что в слое краски формируются миниатюрные трещинки. Поверхность, покрытая таким лаком, приобретает интересную красивую структуру.

Это достигается, благодаря использованию специальных лаков, наносимых на поверхность предмета.

Лаки, используемые в технике кракле, бывают двух основных типов:

  1. Одношаговый (однофазный) – отлично подходит для начинающих, для тех людей, кто только начал заниматься подобной техникой. Данный кракелюр внешне выглядит, как потрескавшаяся поверхность эмали, через него виднеется первый слой или основа.
  2. Двухшаговый (двухфазный) более сложен в нанесении, но в то же время, он более красив, трещинки образуются в самом лаке, что позволяет не перекрывать ранее нанесенное изображение, что позволяет его использовать на разных поверхностях.

При использовании одношагового лака, сначала необходимо нанести грунтовку, дождаться ее высыхания, потом следует нанести краску. Сверху наносится лак и, не доводя до полного высыхания, сверху наносится краска, после наносится какой-либо рисунок.

Если используется двухшаговый лак, то сначала поверхность покрывается шеллачным лаком, его следует наносить в 2-3 слоя, дожидаясь высыхания каждого слоя.

После высыхания, изделие сверху покрывается двухшаговым кракелюрным лаком, после его высыхания получившиеся трещины затираются масляной краской, пастелью и т.д. Сверху снова наносится рисунок и шеллачный лак для закрепления.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Все кракелюрные лаки, применяемые в технике декупаж, разделяются на два основных вида: одношаговый или однокомпонентный и двухшаговый или двухкомпонентный. Разница между двумя видами лака состоит лишь в том, что один лак однокомпонентный, наносится между слоями краски. А двухкомпонентный лак наносится на слой шеллачного лака, потом следует его затирка, приклеивание изображения и слой обычного лака.

Иногда двухкомпонентные лаки наносятся непосредственно на подготовленный и приклеенный рисунок, создавая таким образом эффект старины.

Такие лаки можно купить в специализированных магазинах, их существует довольно много видов, поэтому перед покупкой стоит немного ознакомиться с их ассортиментом и характеристиками.

Чтобы правильно нанести такие лаки, следует придерживаться определенной техники:

  1. Однокомпонентный лак наносится тонким слоем на подготовленную поверхность с использованием мягкой колонковой кисти. Наносить следует так, чтобы не оставалось следов от кисти, после чего необходимо дождаться высыхания слоя.
  2. При нанесении двухкомпонентного лака следует учитывать, что он может быть очень липким, и поэтому не следует касаться его пальцами, чтобы не оставить отпечатки и также следить, чтобы не попала пыль на него. Второй слой наносится после того, как первый почти высох, и после этого изделие должно просохнуть, в соответствии с инструкцией к такому типу лака.

Одношаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс

С тем, чтобы научиться делать декупаж своими руками, стоит поучиться у более опытных людей или, посмотреть видео на тему мастер-класс по декупажу, такое видео позволит понять все более детально. Одношаговый кракелюр считается одним из сложных элементов, применяемых в декупаже, но в то же время, это яркая и выразительная техника, и предметы, выполненные с помощью нее, смотрятся достаточно необычно.

Одношаговый кракелюр представляет собой трещинки в слое покрытия, через которые видна нижележащая поверхность.

С тем, чтобы добиться такого эффекта следует предпринять следующие шаги:

  1. Выполняется грунтование заготовки, потом, когда она высыхает, наносится краска на те места, где предполагается нанесение кракелюрного лака. Краску нельзя наносить дважды, и нужно стремиться покрыть как можно большую площадь. После того как лак подсох, на него наносят краску основного цвета, и ждут ее высыхания.
  2. После этого, можно приступать к нанесению рисунка, можно использовать фотографии, закрыть поверхность красивыми салфетками или какими-либо рисунками. После этого, можно приступать к лакировке обычным лаком.

При такой технике, есть одно важное условие, это необходимость правильно комбинировать набор кистей, слои краски и просушку каждого слоя.

Пожалуй, ни в одной технике одношагового кракелюра нет столько условий и особенностей, как в других техниках декупажа, но зато и эффект будет более интересный и красивый.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер класс

Двухшаговый кракелюр является наиболее распространенной техникой в декупаже. Он представляет собой трещинки в слое лака на готовой поверхности, например, на стекле, дереве, металле и даже мебели.

Как правило, двухшаговый кракелюр продается в комплекте, состоящем из двух баночек, один компонент наносится на другой.

При этом верхний слой растрескивается, и чтобы трещины были хорошо заметны, их затирают разными затирками.

Чтобы декупаж получился качественным при такой технике, следует воспользоваться советами, пошагово выполнять следующее:

  1. Заготовка должна быть уже практически полностью готова, с нанесенным на нее рисунком, при этом желательно, чтобы она была уже залакирована, причем должно быть несколько слоев лака.
  2. Далее на поверхность наносится первая часть кракелюрного лака, следует его подсушить согласно инструкции, причем желательно сушить до неполного высыхания. После этого наносится вторая часть состава, и также нужно ждать до тех пор, пока не появились трещины. После этого, выполняется затирка трещин, и все изделие лакируется.

Двухшаговый кракелюр может быть на водной основе или нет, отдавать слегка желтизной или быть полностью прозрачным и т.д. Постепенно, с приобретением опыта, человек будет работать с 2-3 видами такого лака.

Декупаж с кракелюром на бутылку пошагово

Для создания красивого декупажа, понадобятся определенные материалы и инструменты, материалы можно купить, как в обычных магазинах, например, акриловые краски и грунты, так и в специализированных, в частности, кракелюрные лаки.

Также понадобятся мягкие широкие кисти, губки и т.д., и поверхность, на которой будет выполнена вся работа, например, бутылки:

  1. Бутылку следует вымыть, убрать все наклейки, после ее следует загрунтовать, выждать, пока высохнет грунт. После этого, ее следует покрасить краской акриловой или водоэмульсионной выбранного цвета, краску можно наносить, как губкой, так и кистью.
  2. Наносить однокомпонентный слой лака лучше всего с помощью губки, нужно дождаться, когда лак подсохнет, и нанести краску ровным широким слоем. Когда краска высохнет, бутылку следует покрыть слоем обычного лака.
  3. Рисунок из салфетки или из печати следует сбрызнуть лаком для волос, расправляется пленка, и рисунок накладывается лицевой стороной на нее. Пленка вместе с салфеткой накладывается на бутылку, после из под салфетки выгоняются пузырьки воздуха. После пленка убирается, и рисунок покрывается аквалаком, а потом и вся бутылка в несколько слоев. Таких красивых бутылок можно наделать большое количество.

Когда человек научится пользоваться всеми техниками декупажа с кракелюром, и будет уверено наносить краски, лаки, приклеивать изображение и выдерживать определенную стилистику, он сможет сделать множество интересных и красивых работ.

Как пользоваться кракелюрным лаком для декупажа

Кракле – это одна из техник, которая имитирует старение какой-либо вещи, например, для того, чтобы сделать красивые шкатулки или для обработки тарелки или нескольких тарелок. Для этого используются разнообразные лаки, которые бывают двух типов: однокомпонентный и двухкомпонентный. Для каждого лака применяется своя техника и определенный лак. Заменить специальный лак для техники кракле обычным невозможно, так как он не даст необходимого эффекта.

Но, несмотря на это, при применении лаков, есть свои определенные хитрости:

  1. На поверхность следует нанести краску, дождаться ее высыхания, а после, на нее следует нанести лак, который следует наносить широкой мягкой кистью, а тем, кто начинает впервые заниматься данной техникой, следует воспользоваться поролоновой губкой.
  2. После того как первый слой подсохнет, следует нанести второй слой, если лак двухкомпонентный. Если лак однокомпонентный, то достаточно одного слоя, но нанесенного густо. Лак можно наносить в разных направлениях кистью или губкой, получая разные узоры.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс (видео)

Большой плюс такой техники в том, что ее может освоить любой человек за относительно короткое время, но при этом необходимо постоянно экспериментировать, делать, как прямой декупаж, так и обратный.

Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…

Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.

Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении .

В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски , двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек , двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается , и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).

Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду , двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же:)

Откуда вообще взялся кракелюр?

Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса : неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.

Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.

Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины ; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).

Основы техники

Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).

Самая-самая общая схема работы с двухкомпонентными кракелюрами

Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!

1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим.
2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2).
3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая).
4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин.
5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.

А теперь о главном.

Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины , поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.

Составы могут быть:

  • водными или неводными,
  • желтящими или нежелтящими,
  • давать крупные широкие трещины, мелкие широкие трещины, крупные фарфоровые трещины или мелкие фарфоровые трещины (и их вариации),
  • мы можем затирать кракелюры твердыми пигментами (пастелью, порошками-металликами или сухими тенями), битумом, бирумными или водными патинами, акрилом или даже масляными красками…
  • мы можем второй шаг смывать или не смывать, покрывать кракелюр водным или неводным лаком, или даже опять первым шагом…

Голова идет кругом, правда?

Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр? » Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества».
К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.

Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства .

Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))

Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754 (номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher (при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали).
Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в , а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).

Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами.
Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр . Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.

Нанесение

Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным . Также он станет очень липким , поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))

После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом . Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.

Проявление

Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами . Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина » или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.

Смывание и защита

В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).

В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.

Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.

Как же выбрать кракелюрный состав? И по каким критериям вообще выбирать?

На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.

Кракелюр должен смотреться на работе уместно и гармонично!

Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр ?

Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?

Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).

Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину , а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.

Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр . Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно:) Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва : пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.

Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):


И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли:) Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения , и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание:)