Главное преимущество каноэ у индейцев. Гребно-моторное каноэ самостоятельной постройки. Особенности современных каноэ

Обзор каноэ СИС.

Когда-то в незапамятные времена американские индейцы выдалбливали из дерева пироги и отправлялись на них на рыбалку, охоту или на освоение новых земель. Сегодня на смену этим чрезвычайно маневренным и удобным лодкам пришли пластиковые, полиэтиленовые, фанерные каноэ, которые активно используются в туризме, многих видах спорта, для рыбалки, охоты на дичь, сплава по горным рекам. Юркие, послушные в управлении лодки свободно проходят мелководья, заболоченные и замусоренные топляком места, бурные пороги и водопады.

Промышленные модели в основном делаются из прочных полимерных материалов и обладают довольно высокой стоимости. Существуют и недорогие надувные каноэ, но их ходовые и эксплуатационные характеристики устраивают далеко не всех. Поэтому многие энтузиасты-умельцы строят такие лодки самостоятельно по технологии СИС. Она подразумевает создание заготовок из листов фанеры и их последующую сборку на стапелях с помощью реек и металлических элементов.

Выкройки делаются при помощи электролобзика или ленточной пилы. Сначала на основу укладываются рейки, которые крепятся к секциям из фанеры гвоздями или степплерами. Затем полученная заготовка корпуса тщательно шлифуется, оклеивается стеклотканью изнутри и снаружи, после чего на лодку устанавливаются все комплектующие. Чертежи для сборки таких каноэ можно найти в сети.

Стапеля возводятся из досок, обладающих толщиной 3-4 сантиметра. Они должны стоять строго горизонтально и надежно крепиться к полу. Иначе доски могут сдвинуться в процессе работы, и корпус деформируется. Главное - очень точно вырезать из фанеры все выкройки и расставить их на стапеля, выверив продольную, поперечную оси и ось высоты туго натянутой стальной проволокой. Рейки (стрингеры каркаса) соединяются с остальными элементами шкантами и поволокой. После того, как корпус будет готов, проволоку перекусывают, пользуясь кусачками. Киль лодок скащивается под углом 45º по бокам при ее обработке шлифовальной машинкой.

Все работы проводятся в сухом теплом и проветриваемом помещении. При должной сноровке процесс построения каноэ занимает 7-10 дней. В итоге получается красивая модель с хорошей плавучестью, устойчивость которой при необходимости можно усилить воздушными емкостями или слоями пенопласта.

Конструкция каноэ СИС

В конструкцию моделей, построенных по технологии СИС, входят деки, сиденья-банки, поперечные перекладины. Корпус имеет расширенную в центре форму, заваленные внутрь борта, симметричные по миделю и заостренные носовую и кормовую половины. Лодки обладают штевнями, шпангоутами, привальными брусьями, стрингерами, вместительным кокпитом, острыми обводами, слегка приподнятыми оконечностями, однолопастными веслами с округлой рукояткой наверху и острыми обводами. Сиденья часто делаются из деревянной рамы, обтянутой плетением из ремней.

Днище лодок является уплощенным и усиливается дополнительным настилом. На корпусе крепятся ручки для переноски, которые изготавливаются из прочного дерева. Гребцы на таких каноэ располагаются лицом вперед, багаж может перевозиться под сиденьями или в кормовой и носовой части, которые закрываются перегородками.


Технические характеристики каноэ СИС

Стандартные чертежи для постройки каноэ СИС предполагают их длину от 2,7 метра до 4,2 метра, ширину от 80 сантиметров до 1,16 метра, высоту борта на миделе - от 3- до 45 сантиметров. Обычно это двухместные или трехместные модели грузоподъемностью до 350 килограмм. Они весят от 25 килограмм до 40 килограмм и на веслах могут развивать скорость до 8 километров в час.

Это легкие, устойчивые к ультрафиолету и агрессивным веществам, которые можно эксплуатировать в любую погоду. Они выдерживают резкие перепады температур, удары, подходят для установки мотора и парусного вооружения, но использовать деревянные каноэ на бурных порогах не стоит. Модели не тонут, но от мощных ударов корпус может дать трещину, и тогда лодку придется долго ремонтировать и переделывать.

Срок службы каноэ СИС

В принципе, если бережно относится к каноэ, собранным по технологии СИС, их можно использовать на протяжении десятков лет и даже передать по наследству. Для этого важно тщательно осматривать лодку после каждого похода и при обнаружении сколов и других повреждений на стеклоткани ликвидировать их. Кроме того, нельзя допускать большого риска получения значительных пробоин и обходить опасные места. Дырки в фанерных листах - большая проблема. Если все эти правила соблюдаются, состояние лодки регулярно проверяется и обновляется, срок ее службы будет неограниченным.

(лодок) разных народов. Характерной особенностью является способ гребли - она осуществляется лопатообразным однолопастным веслом , которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

См. также

Напишите отзыв о статье "Каноэ"

Примечания

Источники

  • Каноэ - статья из Большой советской энциклопедии .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каноэ

– А! Граф Ростов! – радостно заговорил Пьер. – Так вы его сын, Илья. Я, можете себе представить, в первую минуту не узнал вас. Помните, как мы на Воробьевы горы ездили c m me Jacquot… [мадам Жако…] давно.
– Вы ошибаетесь, – неторопливо, с смелою и несколько насмешливою улыбкой проговорил Борис. – Я Борис, сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. Ростова отца зовут Ильей, а сына – Николаем. И я m me Jacquot никакой не знал.
Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы напали на него.
– Ах, ну что это! я всё спутал. В Москве столько родных! Вы Борис…да. Ну вот мы с вами и договорились. Ну, что вы думаете о булонской экспедиции? Ведь англичанам плохо придется, ежели только Наполеон переправится через канал? Я думаю, что экспедиция очень возможна. Вилльнев бы не оплошал!
Борис ничего не знал о булонской экспедиции, он не читал газет и о Вилльневе в первый раз слышал.
– Мы здесь в Москве больше заняты обедами и сплетнями, чем политикой, – сказал он своим спокойным, насмешливым тоном. – Я ничего про это не знаю и не думаю. Москва занята сплетнями больше всего, – продолжал он. – Теперь говорят про вас и про графа.
Пьер улыбнулся своей доброю улыбкой, как будто боясь за своего собеседника, как бы он не сказал чего нибудь такого, в чем стал бы раскаиваться. Но Борис говорил отчетливо, ясно и сухо, прямо глядя в глаза Пьеру.
– Москве больше делать нечего, как сплетничать, – продолжал он. – Все заняты тем, кому оставит граф свое состояние, хотя, может быть, он переживет всех нас, чего я от души желаю…
– Да, это всё очень тяжело, – подхватил Пьер, – очень тяжело. – Пьер всё боялся, что этот офицер нечаянно вдастся в неловкий для самого себя разговор.
– А вам должно казаться, – говорил Борис, слегка краснея, но не изменяя голоса и позы, – вам должно казаться, что все заняты только тем, чтобы получить что нибудь от богача.
«Так и есть», подумал Пьер.
– А я именно хочу сказать вам, чтоб избежать недоразумений, что вы очень ошибетесь, ежели причтете меня и мою мать к числу этих людей. Мы очень бедны, но я, по крайней мере, за себя говорю: именно потому, что отец ваш богат, я не считаю себя его родственником, и ни я, ни мать никогда ничего не будем просить и не примем от него.
Пьер долго не мог понять, но когда понял, вскочил с дивана, ухватил Бориса за руку снизу с свойственною ему быстротой и неловкостью и, раскрасневшись гораздо более, чем Борис, начал говорить с смешанным чувством стыда и досады.
– Вот это странно! Я разве… да и кто ж мог думать… Я очень знаю…
Но Борис опять перебил его:
– Я рад, что высказал всё. Может быть, вам неприятно, вы меня извините, – сказал он, успокоивая Пьера, вместо того чтоб быть успокоиваемым им, – но я надеюсь, что не оскорбил вас. Я имею правило говорить всё прямо… Как же мне передать? Вы приедете обедать к Ростовым?
И Борис, видимо свалив с себя тяжелую обязанность, сам выйдя из неловкого положения и поставив в него другого, сделался опять совершенно приятен.
– Нет, послушайте, – сказал Пьер, успокоиваясь. – Вы удивительный человек. То, что вы сейчас сказали, очень хорошо, очень хорошо. Разумеется, вы меня не знаете. Мы так давно не видались…детьми еще… Вы можете предполагать во мне… Я вас понимаю, очень понимаю. Я бы этого не сделал, у меня недостало бы духу, но это прекрасно. Я очень рад, что познакомился с вами. Странно, – прибавил он, помолчав и улыбаясь, – что вы во мне предполагали! – Он засмеялся. – Ну, да что ж? Мы познакомимся с вами лучше. Пожалуйста. – Он пожал руку Борису. – Вы знаете ли, я ни разу не был у графа. Он меня не звал… Мне его жалко, как человека… Но что же делать?
– И вы думаете, что Наполеон успеет переправить армию? – спросил Борис, улыбаясь.
Пьер понял, что Борис хотел переменить разговор, и, соглашаясь с ним, начал излагать выгоды и невыгоды булонского предприятия.
Лакей пришел вызвать Бориса к княгине. Княгиня уезжала. Пьер обещался приехать обедать затем, чтобы ближе сойтись с Борисом, крепко жал его руку, ласково глядя ему в глаза через очки… По уходе его Пьер долго еще ходил по комнате, уже не пронзая невидимого врага шпагой, а улыбаясь при воспоминании об этом милом, умном и твердом молодом человеке.
Как это бывает в первой молодости и особенно в одиноком положении, он почувствовал беспричинную нежность к этому молодому человеку и обещал себе непременно подружиться с ним.
Князь Василий провожал княгиню. Княгиня держала платок у глаз, и лицо ее было в слезах.
– Это ужасно! ужасно! – говорила она, – но чего бы мне ни стоило, я исполню свой долг. Я приеду ночевать. Его нельзя так оставить. Каждая минута дорога. Я не понимаю, чего мешкают княжны. Может, Бог поможет мне найти средство его приготовить!… Adieu, mon prince, que le bon Dieu vous soutienne… [Прощайте, князь, да поддержит вас Бог.]
– Adieu, ma bonne, [Прощайте, моя милая,] – отвечал князь Василий, повертываясь от нее.
– Ах, он в ужасном положении, – сказала мать сыну, когда они опять садились в карету. – Он почти никого не узнает.
– Я не понимаю, маменька, какие его отношения к Пьеру? – спросил сын.
– Всё скажет завещание, мой друг; от него и наша судьба зависит…
– Но почему вы думаете, что он оставит что нибудь нам?
– Ах, мой друг! Он так богат, а мы так бедны!
– Ну, это еще недостаточная причина, маменька.
– Ах, Боже мой! Боже мой! Как он плох! – восклицала мать.

Когда Анна Михайловна уехала с сыном к графу Кириллу Владимировичу Безухому, графиня Ростова долго сидела одна, прикладывая платок к глазам. Наконец, она позвонила.
– Что вы, милая, – сказала она сердито девушке, которая заставила себя ждать несколько минут. – Не хотите служить, что ли? Так я вам найду место.

Которым также производится и руление путём поворота весла в воде и изменением его траектории в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире долблённое каноэ из Пессе датируется ок. 8000 г. до н. э. и обнаружено на территории Нидерландов.

Каноэ индейцев Северной Америки

Термин «каноэ» часто применяется к долблёным и особенно к каркасным лодкам индейцев Северной Америки . Наиболее известны каркасные лодки, покрытые берёзовой корой . Хотя некоторые племена изготовляли их с использованием коры вяза, гикори , липы, ели или кожи. Каноэ различных племён различались также своими очертаниями и особенностями конструкции.

В настоящее время эти лодки популярны во всём мире. Но чаще они, сохраняя традиционную форму, изготовляются с применением современных материалов. Их обшивают деревянными планками, фанерой, специальной тканью или синтетической плёнкой. Есть каноэ, полностью сделанные из алюминия или пластика. Существуют даже надувные каноэ.

Спортивные и туристические каноэ

Спортивные каноэ для проведения соревнований по гребле на гладкой воде отличаются повышенными требованиями к характеристикам, поэтому изготавливаются из полированной фанеры (лучшим материалом считается углепластик (карбон), красное дерево или пластмасса . Правилами ограничиваются длина, вес и форма лодок. Максимальная длина для одиночек - 520 см, минимальная масса - 16 кг; для каноэ-двоек - 720 см и 20 кг соответственно; для каноэ-четвёрок 900 см 30 кг для каноэ-семёрок - 1100 см и 50 кг соответственно (гонки в каноэ-семёрках не проходят с 1979 года); ширина не регламентируется с 2001 года. Продольные линии корпуса и сечения спортивных каноэ должны быть выпуклыми и непрерывными. Количество гребцов на спортивных каноэ варьируется от одного до семи, гребут стоя на одном колене.

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Каноэ в многодневном походе

В стандартное двухместное туристическое каноэ свободно умещаются 3-4 рюкзака, общим весом 50-100 и более килограмм, и, при желании, ребёнок доподросткового возраста (или собака), что делает эти лодки хорошо приспособленными для многодневных семейных путешествий по рекам и озёрам.

При необходимости перехода с одного озера на другое или обноса непреодолимых препятствий на реке открытое каноэ, в отличие от байдарки, легко переносится (вверх дном) на плечах одного человека .

Для однодневного сплава по бурным рекам используются более прочные и короткие открытые каноэ, «одиночки» и «двойки», из тяжелых композиционных материалов , обычно оснащенные надувными мешками на носу и корме для замещения воды в случае переворота лодки. Такие каноэ, благодаря специальному дизайну корпуса, отличаются повышенной маневренностью, но меньшей устойчивостью, нежели походные модели, рассчитанные на более спокойную воду. Иногда для таких сплавов используются закрытые одноместные каноэ, зачастую переделанные из каяков путём установки специального сидения и ремней для закрепления ног .

См. также

Напишите отзыв о статье "Каноэ"

Примечания

Источники

Ссылки

Отрывок, характеризующий Каноэ

– Вы не будете меня обезболивать или я не буду делать этого вообще, – упорно настаивала я, – Почему вы не оставляете мне права выбора? Если я маленькая, то ещё не значит, что я не имею права выбирать, как мне принимать мою боль!
Врач смотрел на меня, широко открыв глаза и казалось, не мог поверить в то, что слышал. Почему-то мне стало вдруг очень важно, чтобы он мне поверил. Мои бедные нервы уже видимо были на пределе, и я чувствовала, что ещё чуть-чуть, и по моей напряжённой физиономии польются предательские потоки слёз, а этого допустить было никак нельзя.
– Ну, пожалуйста, я клянусь, что никогда никому этого не скажу, – всё ещё упрашивала я.
Он долго на меня смотрел, а потом вздохнул и сказал:
– Я тебе разрешу, если ты скажешь мне, почему тебе это нужно.
Я растерялась. По-моему я тогда и сама не очень-то хорошо понимала, что заставило меня так настойчиво отвергать обычную, «спасительную» анестезию. Но я не разрешила себе расслабиться, понимая, что срочно нужно найти какой-то ответ, если я не хочу, чтобы этот чудесный врач передумал и всё пошло бы обычным путём.
– Я очень боюсь боли и вот теперь решила это перебороть. Если вы мне по-можете я буду очень вам благодарна, – краснея, сказала я.
Моя проблема была в том, что я совершенно не умела лгать. И я видела, что врач сразу же это понял. Тогда, не давая ему возможности что-либо сказать, я выпалила:
– Несколько дней назад я перестала чувствовать боль и хочу это проверить!..
Врач долго изучающе на меня смотрел.
– Ты кому-то об этом сказала? – спросил он.
– Нет, пока никому, – ответила я. И рассказала ему во всех подробностях случай на катке.
– Ну, ладно, давай попробуем, – сказал врач. – Но, если будет больно, ты уже не сможешь мне об этом сказать, поняла? Поэтому, сразу же подними руку, если только почувствуешь боль, договорились? Я кивнула.
Если честно, я абсолютно не была уверена, зачем я всё это затеваю. А также, не была полностью уверена и в том, смогу ли по-настоящему с этим справиться, и не придётся ли обо всей этой сумасшедшей истории горько пожалеть. Я видела, как врач подготавливает обезболивающий укол и ставит шприц на столик рядом с собой.
– Это на случай непредвиденного провала, – тепло улыбнулся он, – Ну что, поехали?
На секунду мне показалась дикой вся эта затея, и вдруг очень захотелось быть такой же, как все – нормальной, послушной девятилетней девочкой, которая закрывает глаза, просто потому, что ей очень страшно. А ведь мне и в правду было страшно… но так как не в моей привычке было отступать, я гордо кивнула и приготовилась наблюдать. Только много лет спустя я поняла, чем по-настоящему рисковал этот милый врач… И ещё, для меня навсегда осталось «тайной за семью печатями», почему он это сделал. Но тогда всё это казалось совершенно нормальным и, честно говоря, у меня не было времени, чтобы удивляться.
Операция началась, и я как-то сразу успокоилась – как будто откуда-то знала, что всё будет хорошо. Теперь я уже не смогла бы вспомнить всех подробностей, но очень хорошо помню то, как потряс меня вид «того», что столько лет беспощадно мучило меня и маму после каждого малейшего перегрева или простуды… Это оказались два серых, жутко сморщенных комочка какой-то материи, которая не была похожа даже на нормальную человеческую плоть! Наверное, увидя такую «гадость», у меня глаза стали, как ложки, потому что врач рассмеялся и весело сказал:
– Как видишь, не всегда из нас удаляется что-то красивое!
Через несколько минут операция была закончена и я не могла поверить, что всё уже позади. Мой отважный доктор мило улыбался, вытирая полностью вспотевшее лицо. Выглядел он почему-то, как «выжатый лимон»… Видимо мой странный эксперимент обошёлся ему не так уж и легко.
– Ну что, герой, всё ещё не больно? – внимательно глядя мне в глаза спросил он.
– Только чуть-чуть першит, – ответила я, что было искренней и абсолютной правдой.
В коридоре нас ждала очень расстроенная мама. Оказалось, что на работе у неё случились непредвиденные проблемы и, как бы она не просилась, начальство не захотело её отпускать. Я тут же постаралась её успокоить, но рассказывать обо всём пришлось, конечно же, врачу, так как разговаривать мне пока ещё было чуточку трудновато. После этих двух примечательных случаев, «самообезболивающий эффект» у меня начисто исчез и не появлялся больше уже никогда.

Насколько я себя помню, меня всегда привлекала в людях жажда жизни и умение находить радость даже в самых безнадёжных или грустных жизненных ситуациях. Сказать проще – я всегда любила «сильных духом» людей. Настоящим примером «выживания» в то время была для меня наша молодая соседка – Леокадия. Мою впечатлительную детскую душу поражало её мужество и её по-настоящему неистребимое желание жить. Леокадия была моим светлым кумиром и наивысшим примером того, как высоко человек способен вознестись над любым физическим недугом, не давая этому недугу разрушить ни его личность, ни его жизнь…
Некоторые болезни излечимы и нужно только лишь терпение, чтобы дождаться, когда же это наконец-то произойдёт. Её же болезнь была с ней на всю её оставшуюся жизнь и никакой надежды когда-то стать нормальным человеком у этой мужественной молодой женщины, к сожалению, не было.
Судьба-насмешница обошлась с ней очень жестоко. Когда Леокадия была ещё совсем маленькой, но абсолютно нормальной девочкой, ей «посчастливилось» очень неудачно упасть с каменных ступенек и сильно повредить себе позвоночник и грудную кость. Врачи поначалу даже не были уверены, сможет ли она вообще когда-то ходить. Но, спустя какое-то время, этой сильной, жизнерадостной девочке всё-таки удалось, благодаря её решительности и упорству, подняться с больничной койки и медленно, но уверенно начать заново делать свои «первые шаги»...

Лодки с таким названием применяются теперь исключительно для спортивных гонок, хотя лет полтораста назад каноэ широко использовались для промысла зверя, рыболовства, перевозки грузов и для разъездов. Пожалуй, преимущества каноэ перед байдаркой незаслуженно забыты современными туристами. Напомним, что в каноэ гребцы сидят в более удобной позе, грузы лежат в центре незапалубленной лодки и потому более доступны. Крепление подвесного мотора упрощается. Следует добавить и большую грузоподъемность каноэ.


Формы и конструкции современных гоночных лодок, естественно, намного отличаются от первоначальных. Поэтому на наш взгляд будет интересно познакомиться с описаниями нескольких типов именно старых лодок, о высоких качествах которых так много хвалебных отзывов в книгах Купера и Майн Рида.

Родиной каноэ считаются лесные районы Северной Америки. С этой лодкой был связан весь уклад жизни индейцев: охота, кочевья, войны. Некоторые племена строили каноэ в расчете на много лет службы; ясно, что эти лодки отличались высоким качеством изготовления и тщательной отделкой, были украшены орнаментами, причем, как правило, на каждой лодке ставилась «марка» - фирменный знак мастера-строителя. Представители других племен, например, ирокезы, наскоро строили грубые, недолговечные каноэ, которые не жалко было бросить, как только надобность в них пропадала (после переправы через озеро и т. п.). При колонизации Америки грузовые каноэ до 8-10 м длиной и водоизмещением около 3,5 т служили единственным видом транспорта в течение не менее чем двух столетий. Каноэ в их традиционной форме и в настоящее время остаются важнейшим средством сообщения в малонаселенных и труднодоступных лесных районах Канады.

Каноэ бывают различных размеров. В зависимости от назначения это Может быть и охотничья лодка-одиночка длиной 3 м и 11-метровый мореходный гигант. Гребут на них веслами-гребками; на большой лодке может быть до 7-9 гребцов. Первоначально к хождению под парусами каноэ приспособлены не были, хотя, возможно, на больших водоемах индейцы и закрепляли на носу ветви деревьев, чтобы использовать попутный ветер. Но как только им довелось познакомиться со шпринтовым парусом европейцев, они переняли их опыт. При этом надобности в каких-нибудь дополнительных усовершенствованиях самих лодок не возникло: для уменьшения дрейфа служили опущенные вертикально в воду весла.

По характеру обводов различают два основных типа каноэ: круглошпангоутные, распространенные повсеместно, и шарпи, которые встречаются лишь в районах, граничащих с Аляской, и по форме напоминают каяки - кожаные лодки эскимосов.

Корпус круглошпангоутного (нам поневоле придется пользоваться современной терминологией) каноэ обшивают березовой корой толщиной 3-5 мм; реже применяют кору других деревьев, например вяза. Для облегчения работы кору в некоторых местах надрезают и закладывают складки. Обшивку больших каноэ сшивают из нескольких кусков коры свежевырубленными еловыми корнями диаметром 4-5 мм и длиной до б м. Швы покрывают древесной смолой для достижения полной водонепроницаемости.

Прочность корпусу придают уложенные вплотную один к другому стрингеры - продольные планки толщиной около 10 мм и прижимающие их к обшивке цельные гнутые шпангоуты из белого кедра сечением примерно 10X100. Шпангоуты вставляют внутрь корпуса в распаренном состоянии. Количество таких шпангоутов на 5-метровом каноэ обычно около 50, так что шпаций между ними почти нет. Обвод лодки по палубе задается привальным брусом, который, как правило, состоит из трех реек - внутреннего бруса, планширя и буртика. Привальные брусья противоположных бортов связаны тремя-пятью бимсами, фиксирующими ширину каноэ, и используемыми в качестве рукояток при переноске лодки: отметим, что садиться на них не принято. Штевни выполняют гнутыми из пакета тонких планок и для сохранения формы оплетают корнями, которые одновременно создают сложный декоративный узор.

В отличие от круглошпангоутных, каноэ-шарпи имеют несущую днищевую раму, распределяющую сосредоточенные нагрузки (вес людей и грузов) по всей площади днища. Отличается и раскрой коры для обшивки, причем на днище она делается двойной. Эти каноэ бывают частично запалубленными.

Строятся каноэ обоих типов практически одинаково. Рассмотрим, например, последовательность постройки круглошпангоутного каноэ (длиной около 5 м) индейцев-мелисайтов, Начинают с того, что подготавливают «строительную постель» - земляную или, если лодок строится несколько, из толстых досок, которая воспроизводит очертания килевой линии будущей лодки. На постель укладывают и тщательно расправляют заготовку обшивки, а на нее - предварительно собранные в один узел и распертые бимсами привальные брусья. Придавив привальные брусья камнями, загибают свободные края обшивки вверх и фиксируют их вертикальное положение забиваемыми в землю кольями. Затем камни снимают, а привальные брусья поднимают и закрепляют по специальным меткам, задающим нужную высоту борта и характерную седловатость. Пришив края обшивки к привальным брусьям, снимают корпус, переворачивают его и ставят на козлы для заделки оконечностей. Следующий этап - укладка на обшивку продольных планок, для чего приходится сначала выставить несколько временных лекал-распорок, а затем и предварительно распаренных шпангоутов.

Постройка каноэ-шарпи отличается тем, что непременно пользуются «вспомогательной» оснасткой - строительной рамой, определяющей форму днища каноэ в плане.

Добавим, что на обширной территории Северной Америки с ее разнообразием природных условий были распространены лодки различных архитектурных типов. При внимательном рассмотрении нельзя не признать различия целесообразными. Например, высокие оконечности у каноэ некоторых племен: когда лодку вытаскивают на берег и кладут на бок, получается удобный навес - укрытие от дождя. Есть каноэ и без подъема борта в носу и корме: это - лодки для самых мелких заросших речек, или наоборот, для открытых водоемов, где высокие оконечности «парусят».

Посмотрим эскизы простейшего каноэ длиной 4,68 м, которое строили из одного куска коры без каких-либо сложных выкроек или надрезов. Линия киля прямая, что придает лодке устойчивость на курсе. Для волны, конечно, это каноэ малопригодно: острый форштевень не обеспечивает всплытия лодки. У большинства речных охотничьих каноэ линия борта имеет обычную седловатость с плавным понижением к миделю. А у мореходных каноэ некоторых типов есть оригинальный подъем борта в средней части. Объяснение простое: это препятствует заливанию лодки водой, когда в нее втаскивают через борт тушу убитого зверя.

Каноэ, как правило, имеют острые ватерлинии. Малые каноэ - почти плоскодонные, с полукруглыми бортами; у лодок средней длины - равномерно закругленное поперечное сечение и умеренно изогнутая килевая линия; крупные каноэ для открытых водоемов имеют V-образные шпангоуты и большой подъем килевой линии в оконечностях {такая форма облегчает управление на волнении, но требуется укладка внутреннего балласта - камней вдоль киля). Встречаются каноэ с перегнутым днищем, т. е. с подъемом килевой линии в средней части; эти лодки получили распространение в центральной части Канады, изобилующей большими водоемами.

Самые крупные каноэ отличаются опять-таки плоским днищем и почти вертикальными бортами, что сохраняет ватерлинии острыми при любой степени загрузки. Партии с грузом пушнины проходили на этих каноэ по 50-70 миль в день, двигаясь так в течение примерно трех месяцев.

Сейчас каноэ - очень распространенный в США и Канаде тип малых лодок для туризма, спортивной ловли рыбы и охоты. С появлением стеклопластика прошла новая волна усовершенствования каноэ: этот материал позволяет делать их безнаборными и более легкими, чем берестяные.

Для тех, кто, заинтересовавшись каноэ, захочет построить такую лодку, мы приводим эскизы и описание способа постройки безнаборного каноэ (длиной 4,9 м; шириной 91,5 см; весом 33,5 кг), опубликованные в американском журнале «Popular Science» № 3 за 1967 г. Обшивка - трехслойная: внешние слои - стеклопластик, внутренний слой (заполнитель) - деревянные рейки сечением 6X20 (журнал рекомендует секвойю, но можно обойтись и сосновыми). На одну лодку идет примерно 70 таких реек. Постройка каноэ начинается с установки на стапеле и закрепления шурупами шаблонов-шпангоутов из фанеры толщиной 8-10 мм и штевней. Правильность их установки относительно ДП проверяется по струне; все шаблоны связываются временной килевой планкой. Торцевую поверхность шаблонов закрывают полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить приклеивание к ним реек, и начинают набирать обшивку, ведя работу симметрично на обоих бортах от ширстрека к килю. Каждую рейку временно прибивают к шаблонам гвоздями длиной 20 мм с откушенной шляпкой. К штевню срезанные на ус рейки прибивают сразу «намертво», гайка к рейке приклеивается водостойким клеем.

Затем корпус зачищают шкуркой и покрывают слоем полиэфирной или эпоксидной смолы. После отверждения смолы гвозди надо тонким пробойником выбить из обшивки и оклеить корпус снаружи двумя слоями стеклоткани (перекрывая их на днище) на той же смоле, в которую рекомендуется добавить сухую минеральную краску в качестве пигмента. После отверждения стеклопластика корпус становится достаточно прочным и может быть снят с шаблонов. Для этого отвинчивают шурупы или винты, крепящие шаблоны к стапелю, и выбивают шаблоны & сторону большей ширины корпуса.

Внутреннюю поверхность корпуса также зачищают шкуркой и оклеивают одним слоем стеклоткани. Установкой планширя по верхней кромке борта заканчивается изготовление корпуса. Окончательная отделка заключается в тщательной зачистке корпуса снаружи, окраске его и установке банок.