Встроенная акустика для жилых комнат, кухни, ванной – как выбрать и сделать своими руками. Современная компьютерная акустика: грамотная стереофония или ущербная многоканальность? Расширение зоны стереоэффекта

В театре или в концертном зале легко выделить звуки рояля, скрипок, определить местоположение и интенсивность звучания музыкальных инструментов. Впечатление пространственного звукового поля создается потому, что слушающий, не очень сознавая это, все время определяет разницу в ощущениях одного и того же звука правым и левым ухом.

Совсем иные ощущения возникают при слушании обычного монофонического (т. е. одно-звукового) радиоприемника или магнитофона. Звуки отдельных инструментов при этом сливаются, и кажется, что они исходят из одной точки - места, где установлена динамическая головка громкоговорителя. Не помогает здесь и увеличение числа микрофонов на сцене и громкоговорителей перед слушателем: звуки, возникающие в разных частях сцены, передаются все вместе по одному каналу (через один и тот же канал усилителя), поэтому в месте приема уже невозможно определить, как размещены музыкальные инструменты.

Сохранить пространственное ощущение при передаче записи и воспроизведении звука позволяет стереофоническая система (греческое слово stereos означает "пространственный"), В простейшей стереофонической системе 2 микрофона, 2 независимых канала передачи и соответственно 2 громкоговорителя. Звук, принятый левым микрофоном, воспроизводится динамической головкой левого громкоговорителя, т. е. приходит к слушателю слева, а звук, "услышанный" правым микрофоном, попадает к слушателю от головки правого громкоговорителя. Помимо трансляции стереофонических сигналов через усилители возможна их передача по радио, запись на грампластинки (см. Электрофон) и на магнитную ленту. Стереофонический магнитофон отличается от монофонического тем, что в нем все удвоено (исключая лентопротяжный механизм): число магнитных головок, усилителей и выносных громкоговорителей. Так как нужно записывать одновременно 2 звуковых сигнала, то на одной магнитной ленте должно быть 2 дорожки. В дальнейшем звук, воспроизведенный с каждой дорожки, поступает на динамическую головку соответствующего громкоговорителя, благодаря чему и создается стереоэффект.

Признаками качества, характеризующими стереофоническое звучание, являются:

  • -пространственное впечатление, т.е. разнесенность компонентов стереофонической панорамы как по фронту вдоль линии, соединяющей громкоговорители, так и в глубину от нее, причем местоположения источников звука в этой области пространства могут быть четко локализованы;
  • -прозрачность звучания, благодаря чему легко выделяются и раздельно воспринимаются инструменты или их группы на фоне звучащего ансамбля;
  • -правильность передачи тембров инструментов и голосов, высокая естественность тембра инструмента как в момент удара молоточком по струнам (нестационарный процесс), так и во время звучания струн;
  • -передача "басовых" звуков оркестра без излишней "гулкости", свойственной монофоническому звучанию;
  • -лучшее, чем при монофонической передаче, восприятие "акустической атмосферы" первичного помещения.

Весьма важной особенностью, свойственной стереовоспроизведению, является появляющаяся возможность воздействия на слушателя направленностью прихода звуков, что позволяет подчеркнуть конфликтность различных тем, их объединение, сопоставление, противопоставление и т.д..

Всю площадь прослушивания, где наблюдается предпочтительность стереовоспроизведения, можно разделить на две части, назвав их соответственно зонами полного и частичного стереоэффекта. Зоной полного стереоэффекта называется площадь, в пределах которой предпочтительность превышает 85%, а искажения локализации звуковых образов стереопанорамы не превышают 0,1 В. В пределах зоны полного стереоэффекта возможны качественно правильная локализация звуковых образов стереопанорамы, их уверенное пространственное разделение. Размер этой зоны невелик, центром ее является точка оптимального слушания Зоной частичного стереоэффекта называется площадь, в пределах которой предпочтительность стереовоспроизведения составляет 60 ... 85%, а число раздельно воспринимаемых направлений не менее трех. Границы этой зоны принято определять максимально допустимой ошибкой локализации центра базы при равных уровнях канальных сигналов. Расстояние между громкоговорителями (размер базы) оказывает значительное влияние на величину зоны стереоэффекта. При уменьшении базы с 3 до 0,8 м площадь зоны стереоэффекта возрастает с 0,4 до 1,2 . Уменьшение размера базы приводит к более громкому звучанию центральных источников, что ухудшает «прозрачность» звучания боковых источников. «Прозрачность» звучания для боковых и центральных источников стереопанорамы увеличивается при увеличении базы. С учетом этого размер базы при воспроизведении выбирается в соответствии с размером базы контрольных акустических систем и равен 2—3 м. С увеличением размера базы (более3 м) из-за интерференционных явлений локализация центральных источников становится менее четкой. При проектировании стереофонических воспроизводящих систем предполагалось, что идеальная стереофоническая система воспроизведения должна состоять из двух идеальных монофонических. Однако идеальный монофонический громкоговоритель должен быть ненаправленным во всем диапазоне частот. Стереофоническая система, состоящая из ненаправленных громкоговорителей, обладает очень малой зоной стереоэффекта. Взаимозаменяемость влияния разности уровней и сдвига во времени на слуховые восприятия позволяет расширить зону стереоэффекта. Смещение слушателя в сторону от оси симметрии приводит к появлению временного сдвига, обусловленного изменением расстояния до обоих громкоговорителей. Это изменение, как правило, сопровождается повышением уровня опережающего сигнала от ближайшего громкоговорителя и снижением уровня запаздывающего сигнала. При этом кажущийся источник звука смещается из центра базы в том же направлении, что и слушатель. Правильную локализацию центра можно восстановить, если при смещении слушателя в сторону громкоговорителя Диаграмма направленности будет оптимальной, когда расположение отдельных звуковых образов на линии базы практически не будет зависеть от расположения слушателя относительно громкоговорителей системы воспроизведения. Для удовлетворительной компенсации эффекта бокового смещения слушателя, достаточно обеспечить требуемые диаграммы направленности лишь в области средних частот. Рассмотрим два способа изменения уровней при боковом смещении. При первом используют двухполосные акустические системы, в каждой из которых звено, воспроизводящее средние и высокие частоты, заменено двумя параллельно включенными группами излучателей, одна из них совмещена с низкочастотным звеном, другая находится вблизи от центра базы. Оси двух центральных групп развернуты в сторону от средней линии. Зона допустимых смещений при стереобазе, равной 5 м, имеет ширину 2,4 м на расстоянии 1 м от базы и расширяется до 5 м при удалении на 5 м и более.

При втором способе используют акустические линзы, поворачивающие диаграмму направленности среднечастотных звеньев трехполосных громкоговорителей в сторону оси симметрии системы Для получения сдвига во времени применяют пластинчатые акустические линзы, которые устанавливают перед группой громкоговорителей. Если направление излучения звука совпадает с направлением пластин, они не оказывают никакого воздействия на формирование суммарного сигнала в удаленной точке звукового поля. Для прочих направлений сигналы, поступающие из разных каналов, образованных соседними пластинами линзы, имеют сдвиг во времени

Большим недостатком современных динамических громкоговорителей является острая характеристика направленности в области высших звуковых частот, что создает определенные неудобства при прослушивании монофонических программ и сужает зону стереоэффекта при использовании обычных акустических систем в стереофонии.

В различной отечественной и зарубежной литературе неоднократно приводился рисунок (рис.1), иллюстрирующий влияние расположения громкоговорителей на зону стереоэффекта.

Рис. 1. Зоны заметного стереоэффекта

Для расширения зоны стереоэффекта многие любители стереофонического звуковоспроизведения применяют один — два громкоговорителя закрытого типа в каждом канале, располагая их в углах комнаты, как показано на рис.2.

Рис. 2. Размещение громкоговорителей по углам комнаты

А — при размещении одиночных громкоговорителей в углах комнаты

Б — при размещении системы из трех громкоговорителей в каждом канале вдоль узкой стороны комнаты.

Выпускаемые рядом иностранных фирм высокочастотные акустические агрегаты выполнены в виде куба, на внутренней стороне каждой грани которого размещен громкоговоритель (всего 6 штук).

Применение всенаправленных излучателей не только расширяет зону стереоэффекта, но и позволяет значительно снизить необходимую площадь помещения с 18-20 до 12-15 м 2 . В материалах рекламной иностранной печати имеются сообщения, что использование всенаправленных излучателей позволяет получить удовлетворительный стереоэффект даже в салоне легкового автомобиля.

Автором статьи предлагается конструкция высокочастотного акустического агрегата, обладающего круговой характеристикой направленности в горизонтальной плоскости, с рабочим диапазоном частот от 5-6 до 18-20 кГц.

В конструкции применены отечественные громкоговорители 1ГД-3-РРЗ со следующими основными параметрами: среднее стандартное звуковое давление 0,3 Н/м2, собственная частота механического резонанса 4,5± 1 кГц, модуль полного электрического сопротивления на частоте 630 Гц — 12,5 Ом, номинальная мощность 1 Вт, рабочий диапазон частот 5-18 кГц.

Общий вид агрегата показан на рис.3. Сферический фронт звуковой волны от громкоговорителя 1 (на рисунке дан разрез диффузора громкоговорителя) попадает на рассеивающую линзу 2. Отраженные от линзы звуковые колебания имеют круговую характеристику направленности в горизонтальной плоскости.

Рис. 3. Общий вид акустического агрегата

  1. громкоговоритель;
  2. акустическая линза;
  3. корпус;
  4. дюралюминиевая пластина;
  5. кольцо;
  6. капроновая сетка;
  7. стойки;
  8. ​основание;
  9. ​муфты.

Образующая линзы рассчитана таким образом, что в вертикальной плоскости повторяется характеристика направленности громкоговорителя. Для увеличения звукового давления и расширения характеристики направленности в вертикальной плоскости в агрегате используются два громкоговорителя.

При сборке агрегата громкоговоритель с капроновой сеткой 6, защищающей его от пыли, приклеивают к пластине 4 и запрессованному в нее кольцу 5. Затем весь узел с помощью стоек 7 крепят к корпусу 3. Стойки 7 держат также основание 8 с приклеенными к нему линзами 2.

Эскизы деталей агрегата показаны на рис. 4. Корпус 3 и основание 8 фанерованы, можно использовать пластик с рисунком, имитирующим ценные породы дерева. Остальные детали изготовлены из дюралюминия Д16. Наружные поверхности этих деталей отполированы.

Рис. 4. Эскизы деталей агрегата

Электрическое включение громкоговорителей агрегата определяется параметрами усилителя и низкочастотных громкоговорителей. Для однополосных усилителей с номинальной выходной мощностью 5-10 Вт можно рекомендовать вариант включения агрегата, показанный на рис. 5,а.

Рис. 5. Электрические схемы включения громкоговорителей акустического агрегата

Для стереофонических усилителей с одним низкочастотным громкоговорителем схема упрощается. На рис.5,б, например, показана схема подключения агрегата к звуковой колонке магнитофона «Яуза-10».

Дроссели намотаны на пластмассовых каркасах диаметром 25 мм.

Ширина намотки 30 мм. Дроссель Др1 (рис. 5,а) содержит 150, а Др1 (рис. 5,б) — 100 витков провода ПЭВ-2 1,04.

И в заключение хочется предупредить радиолюбителей, что использование описанного акустического агрегата целесообразно только в том случае, если полоса рабочих частот усилителя превышает 8-10 кГц. При меньшей полосе его применение становится неоправданным и малоэффективным.

звуковых колонок в достаточно большом помещении, стереоэффект будет ощущаться только у противоположной стены. Слушатели, находящиеся в середине (по оси симметрии), почувствуют звуковой провал, то есть будут слышать как бы «разорванную» звуковую картину.

Для устранения этого недостатка между основными громкоговорителями устанавливают дополнительный, третий, который подключают к правому и левому каналам так, как показано на рисунке 2. При таком включении звуковая картина для слушателей в середине

помещения восстанавливается, но эффект локализации отдельных источников получается размытым из-за монофонического воспроизведения звука средним громкоговорителем.

Если в помещении клуба будет много предметов, сильно поглощающих ззук, ширина зоны хорошей слышимости стереоэффектов будет не больше 0,2 ширины базы. В этом случае при ширине базы 1,5-3 м разместить группу слушателей в зоне наилучшего стереоэффекта будет затруднительно. Расширению зоны восприятия стереоэффекта способствует отражение звука от стен и потолка. На рисунке 3 показано такое размещение громкоговорителей, при котором наилучшим образом используется эффект отражения звука от стен.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывает уровень громкости. Чем ближе он к уровню звучания музыкальных инструментов и голоса певца, тем стереоэффект ощущается полнее. Для помещения площадью до 30 м 2 уровень воспроизведения

музыки должен быть не ниже 60-70 дБ (что соответствует громкой речи). Необходимо также следить, чтобы между слушателями и громкоговорителями не находились какие-либо предметы, могущие вызывать заметное ослабление высших звуковых частот и вследствие этого сузить эффективную зону стереофонического воспроизведен и я.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ПРИЗМЫ

Предлагаем конструкцию универсального стенда, который может стать визитной карточкой вашего клуба. Стенд этот не совсем обычный. Вместо привычных витрин он представляет собой четыре вращающиеся трехгранные

призмы. Таким образом полезная площадь стенда увеличивается в три раза.

А теперь расскажем о его конструкции. Посмотрите на рисунок. Каркас стенда монтируется из старых водопроводных труб -0 25-40 мм и устанавливается на бетонных тумбах. Призмы крепятся между двух Направляющих на упорных подшипниках. Изготовить призмы проще всего так: на треугольное основание (заготовки выре

заются из ДСП) с помощью реек с пазами устанавливаются листы оргалита или фанеры Так как эти материалы сильно коробятся от сырости, советуем дополнительно укрепить их ребра рейками или проволочными скобками. Для защиты от дождя и"снега над стендом нужно смонтировать одно- или двухскатную крышу, установив на ней люминесцентные или обычные электрические лампы.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 УДК Калиевский В.В. О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАСШИРЕНИЯ ЗОНЫ СТЕРЕОФОНИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА НТУУ «КПИ», факультет электроники, кафедра акустики и акустоэлектроники Анализируется геометрия и размер зоны стереофонии, создаваемой двумя источниками звука. Рассматривается возможность расширения зоны при добавлении центрального (фантомного) канала. Исследования выполняются путем расчета аналитических выражений, составленных на основе интегральных свойств слуха. Предлагается расширение зоны стереоэффекта посредством адаптивной регулировки уровня звука в фантомном канале. Ключевые слова: зона стереоэффекта, кажущийся источник звука, адаптивное управление. Основной особенностью воспроизведения стереопрограмм является сильно выраженная зависимость качества стереовосприятия от места расположения слушателя. При этом неискаженное восприятие стереопрограммы, созданной звукорежиссером при записи, оказывается доступным только тем слушателям, которые расположены в зоне так называемого полного стереоэффекта. Для всех прочих мест прослушивания будут наблюдаться явно выраженные пространственные искажения стереопанорамы. Вследствие этого стереофоническое воспроизведение полностью теряет свои преимущества, если слушатель находится вне зоны частичного стереоэффекта. По сути дела, лишь слушатели, расположенные на оси симметрии между двумя громкоговорителями системы воспроизведения, могут воспринимать полный стереоэффект, да и то при фиксированном положении головы: незначительное ее боковое перемещение, еще не выходящее за пределы боковых границ зоны, приводит к потере полного стереоэффекта и частичному его восприятию, а чуть большее боковое смещение практически к

2 монофонической передаче. По этой причине применение системы воспроизведения, состоящей из двух громкоговорителей, оказывается в помещениях большого объема крайне неэффективным. Учитывая наличие тесной связи между предпочтительностью стереовоспроизведения, пространственными искажениями и возможностью пространственного разделения КИЗ в стереопанораме, воспользуемся для оценки зоны стереоэффекта панорамой, состоящей из трех звуковых образов. Пусть в случае симметричного расположения слушателя (рис. 1) относительно громкоговорителей Гр1 и Гр2 один из кажущихся источников звука (КИЗ) локализуется в точке -0,5В/2; второй в центре базы и третий в точке +0,5В/2. На рис. 1 упомянутые выше КИЗ обозначены соответственно цифрами 1, 2, 3. Зону стереоэффекта определим как часть площади пола помещения прослушивания, в каждой точке которой слушатель способен пространственно разделить левый S Л, правый S П и центральный S Ц звуковые образы упомянутой выше стереопанорамы. Рис. 1. К оценке границ зоны стереофонического эффекта Если принять во внимание, что наибольшим пространственным искажениям подвержен центральный КИЗ стереопанорамы, то возможно оценить боковые границы зоны стереоэффекта по величине его устимого смещения S ц. из условия S ц S ц. При этом для каждого слушательского места (х, у) величина S ц. может быть рассчитана по формуле (1)

3 6..8. Sц. y(2 ytg tg) (2 x tg x) (2 y x), (2) x где 2, значение ц. для обычного стереовоспроизведения составляет Известно, что введение громкоговорителя фантомного канала приводит к расширению зоны стереофонического эффекта системы воспроизведения, улучшает стабилизацию центрального КИЗ. Его положение на линии базы громкоговорителей крайне неустойчиво, если величина В велика. С другой стороны, излучение громкоговорителем фантомного канала суммы сигналов k(л+п) стереопары Л и П сопровождается сужением стереопанорамы. Это последнее несомненно отрицательное, явление наблюдается в большей степени при увеличении уровня громкоговорителя фантомного канала воспроизведения. Увеличение уровня излучения этого громкоговорителя приближает воспроизведение к монофоническому со всеми вытекающими отсюда последствиями. Предположим, что громкоговоритель фантомного канала воспроизведения отсутствует. Размер зоны стереоэффекта в сопоставлении с выбранной зоной прослушивания показан на рис. 2. Основным фактором, определяющим столь малый размер зоны стереоэффекта в поперечном направлении (рис. 2, а), является временной сдвиг ЛП (x, y) сигналов, поступающих от левого Л (Гр1) и правого П (Гр2) громкоговорителей в точку расположения слушателя А(х, у) при x 0. Расчеты показывают, что для всех значений В ЛП >5,0 м при х>0,16...0,45 м временной сдвиг ЛП (x, y) значительно превышает 1 мс, что, достаточно для смещения КИЗ в позицию громкоговорителя, излучающего опережающий сигнал. Столь малый размер зоны стереоэффекта неприемлем для звуковоспроизводящих систем коллективного пользования.

4 Рис. 2. Зона стереофонического эффекта системы воспроизведения с ненаправленными громкоговорителями а)1-в ЛП = 5,0 м; 2- В ЛП = 25 м; 3- В ЛП = 12,5 м б) В ЛП =12.5м; 1 - k=0,316; 2 - k=0,707; 3 - k=2,0 Введем в систему воспроизведения громкоговоритель фантомного канала Ф. Пусть он расположен посередине между громкоговорителями левого Л и правого П каналов воспроизведения и излучает сумму сигналов стереопары k(л+п), где k некоторый постоянный коэффициент. Если для оценки x (устимое боковое смещение) воспользоваться критерием (2), то можно положить, что один из сигналов стереопары (Л или П) равен 0 и работает только пара громкоговорителей из трех: один из крайних (П или Л) и фронтальный Ф. Пусть слушатель находится на оси симметрии Y 1 или Y 2 работающей пары громкоговорителей Л, Ф или П, Ф и смещается к крайнему из них Л или П. Заметим, что если слушатель смещается к правому громкоговорителю, то сигнал Л=0, если к левому, то сигнал П=0. Задаваясь значениями величин бокового смещения х" слушателя с оси симметрии Y 1 (или Y 2), с помощью выражения (2) определяем для работающей пары громкоговорителей П, Ф (или Л, Ф) устимое смещение x центрального КИЗ (S`ц.), при котором слушатель еще способен разделить в пространстве

5 хотя бы три звуковых образа. Расчеты выполнены для значений коэффициентов k = 0,316; 0,707 и 2,0, величины В ЛП = 12,5 м и расстояний у 1, y 0, y 2 (соответствующих значениям б. 120 ; 60 ; 40). Результаты приведены на рис.2, Суть адаптации заключается в оперативном изменении коэффициентов передачи каналов воспроизведения в зависимости от текущего состояния сигналов стереопары Л и П. Состояние сигналов стереопары непрерывно анализируется в сигнальном процессоре. Здесь с помощью специальных критериев оценки вся совокупность состояний разделяется на области (группы), для каждой из которых реализуется свой оптимальный для данных условий алгоритм декодирования сигналов стереопары. Адаптивное устройство должно надежно различать пространства состояний, соответствующие двум принципиально разным режимам его работы (единственный КИЗ и стереопанорама, состоящая из множества КИЗ), и реализовывать для каждого из них свой алгоритм декодирования. Критерием для перехода АДУ из одного режима в другой может явиться значение текущей оценки коэффициента корреляции R(t), сигналов Л() и П() временные функции сигналов стереопары, t текущий момент времени. Если R (t) 1, то формируется при воспроизведении единственный КИЗ. В режиме формирования множества КИЗ среднее значение оценки R(t) близко к 0, а значение дисперсии отлично от 0. Итак, введение фантомного канала воспроизведения с нерегулируемым коэффициентом передачи k повышает устойчивость локализации центрального КИЗ стереопанорамы при одновременном расширении зоны стереофонического эффекта. Отрицательным моментом здесь является существенное уменьшение протяженности стереопанорамы. Предлагается адаптивное управление каналами воспроизведения. Ведутся работы по созданию оптимальных алгоритмов управления фантомным каналом. Литература: 1. Ковалгин Ю.А. Стереофония. М.: Радио и связь, с.: ил.

6 2. Кононович Л.М., Ковалгин Ю.А. Стереофоническое воспроизведение звука. М.: Радио и связь, с., ил.


Архив журнала "Звукорежиссер" : 2001: 9 Часть 15.2 Слуховое восприятие пространственных систем, часть 2 Ирина Алдошина Развитие систем стереовоспроизведения и современных систем пространственного звуковоспроизведения

: архив: архив журнала "Звукорежиссер" : 2000: 1 Основы психоакустики. Часть 5 Бинуаральный слух (продолжение) Ирина Алдошина Как уже было отмечено в предыдущей статье, кроме эффектов пространственной

Ю А. КОВАЛГИН А. а БОРИСЕНКО Г С, ГЕНЗЕЛЬ АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТЕРЕО Ф О НИИ Ю. А. КОВАЛГИН, А. В. БОРИСЕНКО, Г. С. ГЕНЗЕЛЬ АКУСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТЕРЕОФОНИИ М оскв а «Связь» 1 9 7 8 32.87 К56 УДК 681.84.087.7

УДК 535.8(75.8) Устройство для измерения линейных перемещений объектов # 3, март Колючкин В.В. Студент, кафедра «Лазерные и оптико-электронные системы» Научный руководитель: Тимашова Л.Н., к.т.н., доцент

Журнал технической физики, том XVIII, вып 7, 1948 А Н Тихонов, А А Самарский О представлении поля в волноводе в виде суммы полей ТЕ и ТМ Несмотря на то, что утверждение о возможности разложения произвольного

Благодарим вас за покупку акустических систем Ultimate. Мы в компании Ultimate стараемся создавать акустические системы (АС), сконструированные таким образом, чтобы дать потребителям все лучшее в технологии

1.5 Поток вектора напряженности электрического поля Ранее отмечалось, что величина вектора напряженности электрического поля равна количеству силовых линий, пронизывающих перпендикулярную к ним единичную

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КРИВИЗНА ПРОСТРАНСТВА или БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ ОТМЕНЯЕТСЯ Кривизна пространства звучит очень загадочно и таинственно. Настолько таинственно, что и думать страшно. Поэтому, наверное, никто и не

Различные подходы к решению задач С С С5 ЕГЭ 9- года Подготовка к ЕГЭ (материал для лекции для учителей) Прокофьев АА aaprokof@yaderu Задачи С Пример (ЕГЭ С) Решите систему уравнений y si (si)(7 y)

УСИЛИТЕЛИ МОЩНОСТИ. НАЗНАЧЕНИЕ И TDA1013B (скачать схему) 4 Вт усилитель мощности звукового сигнала с регулировали громкости по постоянному току НАЗНАЧЕНИЕ интегральный усилитель звукового сигнала с

Сравнительный анализ акустических способов пеленгации, использующих методы разности времен прихода, и конечно-разностный (интенсиметрический) метод О.В.Кудрявцев Практическими навыками использования принципов

Непростой расчет кроссоверов акустических систем Как любителями звука обычно проектируется многополосная акустическая система? Очень просто. Под имеющийся в наличии НЧ (НЧ/СЧ) динамик разрабатывается необходимого

УДК 53 383 Лазарев Ю Ф Замечания к релятивистской кинематике сложного движения точки Опубликовано: Наукові вісті НТУУ "КПІ", 34, 005 с 8-6 Изучение основ кинематики специальной теории относительности СТО

3.4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫБОРОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ ПРОГНОЗНЫХ МОДЕЛЕЙ До сих пор мы рассматривали способы построения прогнозных моделей стационарных процессов, не учитывая одной весьма важной особенности.

9. Преобразования векторов электромагнитного поля..9.. Преобразования компонент электромагнитного поля. Полученные и изученные нами законы электродинамики применимы для описания явлений, которые происходят

Усилители УСИЛИТЕЛИ С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ Обратная связь находит широкое использование в разнообразных устройствах полупроводниковой электроники. В усилителях введение обратной связи призвано улучшить ряд

PT 603 PT 602 PC 25 PB 60 PB 50 ИНСТРУКЦИЯ Благодарим вас за покупку акустических систем Ultimate. Мы в компании Ultimate стараемся создавать акустические системы (АС), сконструированные таким образом,

УДК 681391 ГВ Овечкин, ПВ Овечкин ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВОИЧНОГО МНОГОПОРОГОВОГО ДЕКОДЕРА В КАСКАДНЫХ СХЕМАХ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК Анализируются возможности недвоичных многопороговых декодеров (qмпд) самоортогональных

Архив журнала "Звукорежиссер" : 2001: 08 Часть.15.1 Слуховое восприятие пространственных систем ч. 1 Ирина Алдошина Последнее десятилетие характеризуется бурным развитием систем пространственной звукопередачи

Министерство образования и науки РФ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю зав. кафедрой общей и экспериментальной физики В. П. Демкин 015 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ

Архив журнала "Звукорежиссер" : 2000: 8 Часть 11 Громкость, ч.1 Ирина Алдошина Как уже было отмечено в предыдущих статьях по психоакустике, звуковой сигнал (музыка, речь, шум и др.), поступающий на вход

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ. ВЕСНА 2016 г. Предварительный письменный опрос. Список вопросов. Основы теории множеств, аксиоматические свойства вероятности и следствия из них. 1. Записать свойства ассоциативности

УДК 534.23 КАУСТИКИ В ПОДВОДНОМ ЗВУКОВОМ КАНАЛЕ И ИХ СВЯЗЬ С ВОЛНОВЫМ ФРОНТОМ ТОЧЕЧНОГО ИСТОЧНИКА В.П. Иванов, Г. К. Иванова Институт прикладной физики РАН 603950 Н. Новгород, ул. Ульянова 46 E-mail: [email protected]

668 УДК 534.843.242 ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА РЕВЕРБЕРАТОРОВ Демиденко А. С., Хлиманкова О. О. Научный руководитель старший преподаватель Михальцевич Г. А. Процессоры пространственной обработки сигналов ревербераторы

Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Государственное высшее учебное заведение «Национальный горный университет» Методические указания к лабораторной работе 4.9 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ

Math-Net.Ru Общероссийский математический портал Б. Р. Левин, Я. А. Фомин, Определение распределения длительности выбросов косинуса фазы нормального стационарного случайного процесса методом временной

МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА Акустический речевой сигнал возникает в результате сложных координированных движений, происходящих в ряде органов, вся совокупность которых и называется речевым аппаратом

Тема: Механические волны. Эффект Доплера Авторы: А.А. Кягова, А.Я. Потапенко I. Механические волны и их классификация Механическая волна это распространение колебаний в упругой среде, сопровождающееся

Принцип действия ультразвуковых расходомеров жидкости и газа Принцип действия ультразвукового расходомера (частота более 20 кгц) жидкости и газа основан на явлении смещения звукового колебания проходящего

4 ЭЛЕКТРОСТАТИКА Для неподвижных зарядов уравнения электромагнитного поля принимают вид ot E, div E ρ (4 Безвихревой характер поля позволяет ввести скалярный потенциал электрического поля: E gad, для которого

Виртуальная лабораторная работа ИЗМЕРЕНИЕ УСКОРЕНИЯ СВОБОДНОГО ПАДЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ОБОРОТНОГО МАЯТНИКА (компьютерное моделирование) ВВМонахов, ЛАЕвстигнеев Цель работы - изучение закономерностей движения

Лекция 5 Распространение волн Отражение и преломление звука k k sin k os При падении звуковой волны ω на границу раздела двух сред характеризуемых скоростью звука с и с соответственно возникает отраженная

144 Секция 3. Компьютерная инженерия 004.04 Маргиев Г.Э., Мирошниченко В. В., Демеш Н.С., Цололо С.А. Донецкий национальный технический университет (г. Донецк) кафедра компьютерной инженерии РАЗРАБОТКА

УДК 59. Пересечение стационарных гауссовых последовательностей с неслучайными уровнями С. Н. Воробьев, канд. техн. наук, доцент Н. В. Гирина, аспирант Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

УДК 004.934 1 В. Н. Поздин, М. Г. Хохлов РАСЧЕТ ФОРМАНТ ПО УЧАСТКУ РЕЧЕВОГО СИГНАЛА В статье рассматриваются проблемы, возникающие при анализе речевого сигнала. Описываются алгоритмы нахождения формант,

МОДЕЛЬ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА- ОПЕРАТОРА ПРИ РАСПОЗНАВАНИИ ОБРАЗОВ ОБЪЕКТОВ Ю.С. Гулина, В.Я. Колючкин Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Изложена математическая

Адаптивный ПИД регулятор с частотным разделением каналов управления и самонастройки Предложен новый принцип построения адаптивных систем управления с частотным разделением каналов управления и самонастройки.

Теоретические основы разработки и исследование пространственных характеристик фотоприемных устройств (ФПУ). Расчет цилиндрической косинусной насадки. Фотоприёмные устройства (ФПУ), являясь основной частью

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВИБРАЦИЙ НА ДИАГРАММУ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОЛНОВОДНО-ЩЕЛЕВОЙ АНТЕННЫ Н.А. Талибов, А.Н. Якимов, В.В. Смогунов Пензенский государственный университет (г. Пенза) Проводится модельное исследование

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСКАЖЕНИЙ СИГНАЛОВ В СЕТИ СИНХРОННОГО ВЕЩАНИЯ Балан Н.М., Ганжа С.Н. THE EXPERIMENTAL INVESTIGATION OF SIGNALS DISTORTIONS IN SYNCHRONOUS BROADCASTING NETWORK Balan N.M.,

ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ АНАЛИЗА ЦВЕТОВЫХ ПАРАМЕТРОВ ОБЪЕКТОВ, СЛОЖНЫХ ПО СТРУКТУРЕ И ЦВЕТУ ПОВЕРХНОСТИ Е.В. Горбунова, А.Н. Чертов Санкт-Петербургский государственный университет информационных

Декабрь 1992 г. Том 162, 12 УСПЕХИ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ РЕАКТИВНЫХ КОМПОНЕНТ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ А.А. Колоколов, (Московский физико-технический институт, Московский станкоинструментальный

Бинауральный слух (Wayne Staab; hearinghealthmatters.org) "Природа дала людям один рот и два уха, чтобы мы в два раза больше слушали, нежели говорили сами." Эпиктет (философ стоик) Жизненный опыт подсказывает,

Www.tchina.pro Тычина К.А. III С ж а т о и з о г н у т ы е балки На практике часто встречаются задачи, в которых стержни одновременно работают и на изгиб и на сжатие. В таких условиях работают, например,

94 Збірник наукових праць ЖВІРЕ. Випуск 8 УДК 6.396.969.4 В.И. Слюсар А.А. Головин УГЛОВАЯ ПЕЛЕНГАЦИЯ В ЦИФРОВЫХ АНТЕННЫХ РЕШЕТКАХ ПО МЕЖКАНАЛЬНОМУ ВРЕМЕННОМУ СДВИГУ ИМПУЛЬСНЫХ СИГНАЛОВ Предложен метод

Хроматография Приборы и материалы Два сосуда, один с чистой водой (1), второй с раствором поваренной соли (2), полоски фильтровальной бумаги с нанесенными цветными полосами, штатив, линейка, секундомер,

Акустическое оформление широкополосных головок Акустическое оформление динамических головок состоит из ящика или экрана, предназначенного для выравнивания амплитудно-частотных характеристик головок в области

Лекция 26 ИНТЕГРАЛЬНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕГРАЛ(4) Вычисление площадей плоских фигур Площадь в полярных координатах Вычисление объемов тел Вычисление объема тела по известным

Тема ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГЕОМЕТРИИ НА ПЛОСКОСТИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Лекция.. Прямые на плоскости П л а н. Метод координат на плоскости.. Прямая в декартовых координатах.. Условие параллельности и перпендикулярности

ЕСКД ГОСТ 2.305-68 Изображения - виды, разрезы, сечения Виды Разрезы Сечения Рассмотрим некоторые основные положения этого стандарта и рекомендации справочной и учебной литературы. Изображения Изображение

Анализ методов адаптивной фильтрации для формирования диаграмм направленности антенных решеток Чистяков В.А., студент гр.121-1, Куприц В.Ю., доцент каф. РТС Введение Процесс обнаружения объектов, определение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности Кафедра физики ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА Кемерово 0 Уровень Лабораторная работа

АППРОКСИМАЦИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ УДК 59.87 АППРОКСИМАЦИЯ ВЕРОЯТНОСТНЫХ РАСПРЕДЕЛЕНИЙ В МОДЕЛЯХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Т.И. Алиев Для вероятностных распределений с коэффициентами вариации, отличными

Известия Томского политехнического университета. 00. Т. 7. УДК 55.6 ПЕРЕНОС ОПТИЧЕСКОГО ИЗЛУЧЕНИЯ В ОБЛАЧНОЙ АТМОСФЕРЕ Б.В. Горячев, С.Б. Могильницкий Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

УДК 624.04 РАСЧЁТ СООРУЖЕНИЙ ПО ДЕФОРМИРОВАННОЙ СХЕМЕ Досько В.А., аспирант, Сидорович Е.М., д-р техн. наук, профессор (БНТУ) Аннотация. Проводится анализ требований, предъявляемых современными нормативными

КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Лекция 1. Тепловое излучение и его характеристики Тепловым излучением называется испускание электромагнитных волн нагретыми телами за счет их внутренней энергии. Тепловое излучение свойственно

Конспект лекций по курсу общей физики. Часть III Оптика. Квантовые представления о свете. Атомная физика и физика ядра Лекция 7 5. ТЕПЛОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ 5.1. Экспериментальные основания теории теплового излучения

Акустика: Учебник для вузов / Ш. Я. Вахитов, Ю. А. Ковалгин, А. А. Фадеев, Ю. П. Щевьев; Под ред. профессора Ю. А. Ковал-гина. М.: Горячая линия Телеком, 2009. ббо с: ил. Оглавление Предисловие Глава 1.

Системы Методы Технологии образование коэффициентов (9) является допустимым Теорема доказана Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (пр -8-624, - 7-286) Литература Харитонов ВЛ Асимптотическая

Безруков В.Н. д.т.н, профессор, зав кафедрой телевидения им.с.и. Катаева МТУСИ Власюк И. В. к.т.н., доцент кафедры телевидения им.с.и. Катаева МТУСИ Канев С.А. аспирант МТУСИ Аннотация. В современных вещательных

Математическое моделирование, расчёт и проектирование оптикофотоприёмных преобразовательных блоков лазерных измерительных систем Сиротский А.А., Ревонченков А.М. МГТУ «МАМИ» Позиционные лазерные измерительные

ФАЗОВАЯ ПЛОСКОСТЬ ДЛЯ НЕЛИНЕЙНОГО АВТОНОМНОГО УРАВНЕНИЯ -ГО ПОРЯДКА.. Постановка задачи. Рассмотрим автономное уравнение вида = f. () Как известно, это уравнение эквивалентно следующей нормальной системе

IV Всероссийская конференция «Радиолокация и радиосвязь» ИРЭ РАН, 9 ноября - декабря г. ЧАСТОТНЫЕ И ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНИЧЕСКИХ ТЕМ АНТЕНН В. И. Кошелев, А. А. Петкун, М. П. Дейчули, Ш.Лю * Институт

УДК 621.396.677 Моделирование трансформируемой зеркальной антенны ферменной конструкции для космического аппарата # 03, март 2012 Варавина Е.М., Зайцев О.О. Студенты, кафедра «Радиоэлектронные системы

Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Радиофизический факультет Кафедра электроники Отчет по лабораторной работе: ДВИЖЕНИЕ НОСИТЕЛЕЙ ЗАРЯДА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ И МАГНИТНЫХ ПОЛЯХ

Исследование напряженно-деформированного состояния здания в зависимости от различного расположения вертикальных элементов каркаса Крикунов Д.Ю. Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет,

Работа 4.2. Дифференциальные усилители на МОП-транзисторах 4.1. Общие сведения о дифференциальных усилителях В современной радиоэлектронике широкое применение находят дифференциальные (разностные) усилители.

Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра алгебры и математической логики Кривые второго порядка Часть I Методические указания

Излучение и гравитация Окунев И.В. 397163, Воронежская обл., г.борисоглебск, Северный Микрорайон 29/61. E-mail: [email protected] В предлагаемой статье сравниваются процессы излучения и движения под действием

Лекции 7, пункт 4.9. РЕЗОНАНСНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕКТРАЛЬНО УЗКИХ ВОЛНОВЫХ ПАКЕТОВ (МОДУЛИРОВАННЫХ ВОЛН) До сих пор мы ограничивались рассмотрением элементарных нелинейных взаимодействий с участием трех

Стереофоническое звуковоспроизведение получило в настоящее время всеобщее признание за более высокую (по сравнению с монофоническим) естествен­ность звучания.

Носителями стереофонической информации являются временная Дт и интен-сивностная AL разности сигналов левого и правого каналов.

Рис. 1. Искажения пространственной панорамы при боковом смещении слушателя

Интенсивностная разность определяется выражением ДL=201g(P 2 /P 1), где Р 1 и P 2 - звуковые давления, развиваемые левым и правым громкоговорителями, обозначенными В1 и В2 на рис. 1.

При асимметричном расположении слушателя относительно акустических систем левого и правого каналов или при не идентичных характеристиках узлов стерео­фонического комплекса возникают дополнительные временные и интенсивностные разности сигналов. Это приводит к тому, что действительная стереопанорама будет отличаться от исходной (задуманной звукорежиссером), т. е. возникают пространственные искажения.

Появление пространственных искажений сопровождается также рядом других изменений. Прежде всего теряется раздельность восприятия отдельных частей звуковой панорамы, а также нарушается музыкальный баланс в стереопанораме или баланса громкостей.

Последние исследования показали, что при дополнительной разности ДL=3 дБ источник звука смещается на 0,4 м в сторону громкоговорителя, излу­чающего сигнал с большим уровнем, а при ДL=6 дБ - на 0,8 м. Например, при введении дополнительного временного сдвига Дт=0,5 мс при базе 5=1,8 м звук от рояля смещается на 0,5 м в сторону громкоговорителя, излучающего опережающий сигнал. Эти отклонения равносильны перемещению слушателя вдоль линии базы и приводят к искажению пространственной звуковой панорамы (рис. 1). Наиболь­шее смещение от первоначального положения претерпевают источники звука 2, 4, расположенные в средней части панорамы.

Для источников, расположенных в позициях громкоговорителей, пространствен­ные искажения практически отсутствуют, так как ДL>20 дБ и Дт>3 мс.

При введении дополнительного временного сдвига Дт=5…15 мс локализация источника звука затрудняется, звучание приобретает гулкость и объемность. Для качественной локализации источника звука величина Дт должна быть меньше 3…4 мс.

Чтобы избежать пространственных искажений стереопанорамы, характеристики усилителей низкой частоты, акустических систем и электропроигрывающих. уст­ройств должны удовлетворять определенным требованиям.

Исследования в этой области позволили сформулировать ряд требо­ваний к стереофоническим транзисторным усилителям низкой частоты и акусти­ческим системам и обосновать соответствующие технические решения.

Для получения низкого коэффициента гармонических и интермодуляционных искажений транзисторные усилители мощности должны иметь:

расширенный диапазон частот, для чего выходные каскады рекомендуется включать по схеме с общим коллектором и компенсацией по опережению и запаздыванию;

малый коэффициент общей отрицательной обратной связи для обеспечения устойчивости усилителя с расширенным диапазоном частот и ослабления дина­мических искажений;

каскады с местными отрицательными обратными связями и использованием комплементарных пар транзисторов; работающих в режиме класса А;

каскады с гальваническими связями для получения линейной фазочастотной характеристики;

более высокую перегрузочную способность для ослабления динамических искажений.

Для уменьшения временных сдвигов стереофонические усилители должны иметь идентичные фазочастотные характеристики 1ФЧХ), что достигается под­бором радиоэлементов с разбросом не более ±2%.

Коэффициент гармонических искажений в усилителях звуковой частоты не должен превышать 0,05% в диапазоне частот 30..,20 000 Гц.

Акустические системы должны иметь по возможности равномерную ампли­тудно-частотную характеристику (АЧХ) и близкую к линейной фазочастотную характеристику в диапазоне воспроизводимых частот.

Акустические системы для стереофонического звуковоспроизведения обычно имеют очень узкую зону стереоэффекта. Для слушателей, расположенных сбоку от оси симметрии системы, звучание становится монофоническим. Этот недостаток можно ослабить расширением зоны стереоэффекта. Иными словами, изменением характеристик направленности громкоговорителей оказывается возможным ком­пенсировать действие на орган слуха возникшей временной разности и разности уровней при асимметричном расположении относительно левого и правого гром­коговорителей.

Характеристика направленности излучения среднечастотного громкоговорителя на частотах 3000….5000 Гц может быть. улучшена, если диаметр диффузора громкоговорителя не превышает 80 мм . Дальнейшее улучшение обеспечивается постановкой акустических линз.

Другим недостатком акустической системы является то, что громкоговорители имеют большие искажения и неравномерности АЧХ по звуковому давлению, осо­бенно в области низших частот звукового диапазона, где подвижная магнитная система колеблется с большой амплитудой. Причинами искажений обычно являются выход звуковой катушки за пределы магнитного зазора и нелинейность упругой подвески диффузора.

Большей равномерности АЧХ, уменьшения амплитуды перемещения подвижной системы и соответственно снижения нелинейных и интермодуляционных искажений можно добиться изменением добротности подвижной системы громкоговорителя, т. е. степени ее демпфирования. Управлять демпфированием можно изменением выходного сопротивления усилителя звуковой частоты с иомощью положительной обратной связи по току нагрузки или датчика скорости (ускорения), установленного на диффузоре. Степень демпфирования будет выше, если громкоговоритель имеет более высокое звуковое давление и легкий диффузор.

При большой неравномерности АЧХ громкоговорителя (±15 дБ) по звуковому давлению вводятся дополнительные интенсивностные разности звучания сигналов в диапазоне звуковых частот по каналам. Эту разность можно уменьшать эква­лайзером, но для этого нужно определить действительные АЧХ обоих громкого­ворителей, что очень затруднено. К тому же при уменьшении неравномерности АЧХ по звуковому давлению эквалайзером вводятся дополнительные временные сдвиги сигналов по каналам стереоусилителя.

Определенного выравнивания ФЧХ громкоговорителя можно достигнуть расположением акустических центров динамических головок в одной плоскости . Однако указанная мера часто оказывается недостаточной, так как фазовые сдвиги зависят от скорости распространения звуковых волн по поверхности диффузора. Наилучшие результаты дает выдвижение вперед низкочастотного громкоговорителя по отношению к ереднечастотному, а среднечастотного - по отношению к высо­кочастотному.

Электропроигрывающее устройство - это третий важный узел звуковоспроиз­водящего комплекса.

Искажения в Электропроигрывающее устройство вносят головка звукоснимателя, тонарм и механический узел. Головка звукоснимателя должна иметь эллипсную иглу, так как форма эллипса в большей степени приближена к форме резца для пластинки, чем сфера.

Существенно меньшие искажения при звуковоспроизведении механической запи­си вносят многорадиусные игры (например, так называемая S-игла), которые также улучшают надежность следования тонарма по канавке пластинки и повы­шают переходное, затухание между стереоканалами на высоких частотах . Более высокое качество звучания обеспечивает магнитодинамическая головка звуко­снимателя, так как у нее интермодуляционные искажения меньше, чем у электро­магнитной головки.

Для снижения искажений, вызываемых тонармом, необходимо подавление резонансов, так как на резонансной частоте резко возрастает механическое сопро­тивление звукоснимателя.

Подавление резонансов осуществляется механическим демпфированием тонарма, демпфирование в области низших частот - гибкой связью между трубкой тонарма и противовесом посредством резиновой муфты.

Высокочастотный резонанс демпфируется заполнением трубки тонарма дре­весной массой или углеродистыми нитями толщиной примерно 1-10~~? мм, пропи­танными эпоксидной смолой без отвердителя (декремент затухания пропитан­ных углеродистых нитей более трех). Коэффициент детонации движущегося механизма электропроигрывающего устройства (диска) не должен превышать 0,1%, а уровень помех от вибраций движущего механизма - 60 дБ, измеренный по взвешенной характеристике, или - 40 дБ - по широкой характеристике .